Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою
Сказа Господь спасение Свое. Словом «спасение» означает пришествие Господне во плоти, по сказанному Симеоном: яко видесте очи мои спасете Твое (Лк. 2,30). Пред языки откры правду Свою, изгнав князя века этого, оправдав же нас, издревле бывших под его мучительством.
Толкование на псалмы.
Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою
Что пророк указывает на пришествие Единородного (которое одно только спасает человечество), это подтверждает Исаия, когда говорит: ни ходатай, ниже агнец, но сам Господь придет и спасет нас (Ис. 63, 9), равно как и слова псалма: сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою. Что спасением и правдой называется Христос, об этом много раз говорилось раньше. Здесь обнаруживается точность пророческих выражений: сначала, говорится, спасение было сказано, а потом открыто. Действительно, сначала Бог поведал о спасении пророкам; им вверено было познание о нем по научению от Св. Духа, почему Господь и говорил: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой; и виде, и возрадовася (Иоан. 8, 56). Но открыто было это таинство позднее, чрез воплощение, а равно и чрез чудеса апостолов, которые показали могущество Единородного. Пред языки, потому что язычники уверовали в явление Христа. Впрочем Единородный должен по необходимости открыться пред язычниками, потому что явным доказательством Его пришествия в плоти служит истребление идолов.
Беседа на псалом 97.
Сказа Господь спасение Свое: пред языки откры правду Свою
Всем человекам предложил спасительныя воды, и язычникам явил праведное царство Свое.
Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою
Сказа (явил) Господь спасение свое
Явил, говорит, Господь миpy спасение, т. е. вочеловечение или спасительную свою волю. Ибо не для того Отец послал, говорит, в мир Сына, чтобы Он осудил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Иоан. 3,17).
пред языки откры правду свою
Это служит к изъяснению прежде сказанных слов; так как по всей земли разнесся голос Апостолов, проповедавших у всех народов доставленное Господом спасение и оправдание, как мы сказали прежде в 95-м псалме. Впрочем можно понимать это и иначе, что Господь явил спасение свое пророкам и открыл правду свою народам.
Слова Афанасия: Спасение значит Спаситель; так Он назван и Симеоном: видели очи мои спасение Твое. Кирилла: Спасением и правдою называет Христа; ибо Бог Отец и спас нас чрез Него и в Нем и оправдал верою, изгнав, по словам Афанасия, князя века сего, и оправдав нас бывших некогда под властью его. Дидима: Иначе невозможно было бы cиe таинство видеть, если бы благодать Господня не открыла его.
Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою
См. Толкование на Пс. 97:1