пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
См. Толкование на Пс. 100:1
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
Видишь, после того как он исправил свою жизнь и прошел по всему пути правды, тогда, ничего порочного и нечистого не находя в своих путях и понимая всякое оправдание и суд и жизнь по закону, свидетельствуемую делами, тогда он воспевает эту песнь, с радостью рассказывая о своих делах.
Он воспевал с разумением, чистым сердцем, исчисляя свои дела. Приготовив, как написано, пути Господни и исправив стези Божии, он ожидал пришествия Владыки, призывая Его такими словами: «когда… придешь ко мне?» И как бы отвечая, говорил: я приготовился принять тебя умом своим, изгладил неровности моего сердца, отбросил все острое, не оставив никакого препятствия для Твоего прихода. Я сделал гладким путь души моей, очистил чувствования моего сердца, сделал чистыми все мои помыслы. Я готов принять Тебя, когда Ты придешь. Но «когда… придешь ко мне?» Приходи беспрепятственно, Владыка Мой, Ты не найдешь во мне пути злобы. «Я ходил в незлобии сердца моего …среди дома моего«.
«Я ходил, – говорит он, – в незлобии сердца моего …среди дома моего». Прежде всего, велика и прекрасна добродетель незлобия, не одного только того, кто обладает ею, она украшает, но простирается и на ближних, как говорит Премудрый: «[Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь» (Притч.9:12). Итак, прекрасно незлобие, это подражание Владыке и уподобление Богу, потому что незлобив и свят Господь. Это незлобие есть охрана души, очищение мысли, спокойствие нравов, умирение помыслов, ясность лица, кротость глаз, наставник дружбы, мать любви, спутник веры, совершенство правды: одним словом, корнем всякой добродетели и основанием всей благости является незлобие. Оно не знает самого смысла вражды, не ведает необузданности, гнева, не понимает действия злобы. И оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Итак, прекрасно незлобие, причина стольких благ! С него-то и начинает Давид свою речь: «я ходил в незлобии сердца моего». И не просто сказал: «в незлобии», но: «в незлобии сердца моего», разумея, что у него не было – одно на языке, а на сердце – другое. Я не говорил устами мирное, в сердце разумея злое, но каков был языком, таков был и в сердце. «Я ходил в незлобии сердца моего …среди дома моего«. Здесь, возлюбленные, он разумеет не этот дом, дело рук человеческих, сложенный из камня или дерева, созданный из грубого вещества, но разумный храм души, отражающий вовне внутренний невидимый образ, созидаемый в разумной и духовной природе, оживотворяемый божественным дуновением, содержащий душу и содержимый душой, вместилище благодатных даров самобытной силы. «Среди», этого-то дома «ходил». Срединой называет основание сердца потому, что оно занимает средину всего человеческого тела. Злыми путями представляются помышления и пожелания, как говорит и Спаситель: «из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15:19), потому что от него исходит всякое движение человеческой природы. Это значит вот что. Произойдет ли беспокойство, сердце приходит в движение; случится ли тревога, сердце смущается; восстание ли врагов, поражается сердце; нападет ли страх, сердце трепещет, сообщая трепетание и ближайшим членам тела; то затихая, то опять схватываясь, оно не позволяет успокоиться, но усиленным биением разносит беспокойство и волнение по всему телу, производит перемены и в цвете лица, и в наружности, и в состоянии духа, поражает бледностью лицо, затемняет зрение, причиняет трясение губ, расслабляет колена, и, связывая язык, все движущий, производит заикание, и вообще, можно сказать, делает человека диким и полумертвым; когда начинается война, оно рвется в битву, и не успокаивается, пока дело не дойдет до боя. Когда же все это кончается и завершается победой, тогда восстановляется обыкновенное движение сердца и – вслед затем – во всем теле водворяется спокойствие и довольство, смущение сменяется радостью и все возвращается к прежнему состоянию, возобновляется порядок в отправлениях всех членов: опять просветляются глаза, успокаиваются губы, исправляется орган речи, лицо принимает обычное выражение, как будто какой искусный возница, овладевши вожжами, возвращает человека в прежнюю колею.
Впрочем, сказанное не относится к праведнику: его сердце не испытывает смущения или страха. Хотя бы ему угрожало нападение врагов, он смело говорит: «если выстроится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, на Него я уповаю» (Пс.26:3). Поэтому он и говорит: «ходил в незлобии сердца моего …среди дома моего», то есть: я наблюдал за собою, испытывал самого себя, чтобы какой-нибудь горький корень, возросши, не отравил и не осквернил чувствований моего сердца, но чтобы незлобие, пребывая во мне, способствовало мне в достижении всех добродетелей.
Беседа на псалом 100.
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
Кто непорочно и неуклонно с благочестивым и правым ведением блюдет путь добродетелей, тот узрит благодаря бесстрастию пришествие Бога к нему. Ведь пою и разумею в пути непорочне, когда приидеиши ко мне. Ибо “песнь” здесь означает добродетельное делание, “разумение” — умозрительное ведение, соответствующее добродетелям. Сообразно этому ведению и воспринимает Божественное пришествие тот, кто, бодрствуя в добродетелях, ожидает Господа своего.
Главы о богословии.
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
«Пою и разумею в пути непорочне». А Симмах перевел так: буду воспевать, мысленно представлять путь непорочный; – тот путь непорочный и богоугодный, который увидел я по благодати Духа, изображу теперь с сладкопением.
«Когда приидеши ко мне?» Ибо сей чудный муж в такой мере приобрел чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: «когда приидеши ко мне?» то есть, уготовал я Тебе благолепный царский чертог, вожделеваю Твоего пришествия, исполни же мое желание.
«Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего». В простоте проводил я жизнь; не прибегал к двоедушию, и не иным показывал себя вне дома, противное тому делая в доме, но с видимым сходно было и сокровенное.
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
Пою и разумею (что пою) в пути непорочне
Совершая, говорит, путь жизни беспорочно и неукоризненно, таким образом я стану петь и разуметь, что пою: потому что кто поет, тот должен и разуметь что поет. Итак совершать путь, т. е. жить беспорочно составляет деятельную добродетель, а петь песни с разумением содержания их — созерцательную. Или пением выражает деятельную добродетель, а разумением созерцательную; и то и другое должно совершать с тою целью, чтобы приобресть путь, или образ жизни беспорочный и неукоризненный.
Кирилла: Стану, говорить, петь Тебе, Владыко, и прославлять непрестанно; буду иметь и разумение на пути непорочном, т. е. буду проходить с разумением и мудростью правый, неуклонный и непорочный путь; ибо, желая благоугодить Богу и иметь сердце наполненное мудрости, притом не земной и не мирской, но даруемой Христом, в Котором все сокровища премудрости и разума сокрыты, и который умудряет слепцов и подает всякое знание, мы должны быть весьма разумны.
Когда приидеши ко мне
Когда, говорит, придешь Господи, ко мне, живущему беспорочно? Я и пою и понимаю, что пою, с тою целью чтобы удостоиться Твоего умственного пришествия, или когда Ты, Господи, придешь ко мне, пламенно желающему Твоего явления? Ибо Господь сказал: кто любит Меня, тот слово мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим (Иоан. 14,23).
Божест. Максима: Кто соблюл неповрежденным путь добродетелей, без уклонения в ту или другую сторону, с благочестивым и правым разумением, тот уразумеет бывающее при бесстрастии явление ему Бога. Ибо стану, говорить, пить и разуметь на пути непорочном: когда придешь ко мне? Ибо сей псалом изъясняет добродетельное действие, а разумение означает соединенное с познанием искусство в добродетели, по которому бдительно ожидающий Господа своего чувствует богоявление. Исихия: Блаженное дело ожидать пришествия Бога и таким образом непрестанно приготовляться ко входу Его к нам; и Он придет к нам тогда, когда мы соблюдем заповеди Его. Феодорита: Когда придешь ко мне? вместо того, чтоб сказать я устроил для Тебя благолепный царский дом (душевный); желаю Владыко Твоего пришествия, хощу Твоего явления; дай мне желаемое.
Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
См. Толкование на Пс. 100:3
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
Псалмопевец обещает Господу, что он будет прославлять Господа за Его милость и правду, именно тогда, когда он будет освобожден от настоящего бедствия; обещает, далее, безупречною жизнию показывать себя благоразумным и благодарным. – За этим обещанием следует – из тяжко сокрушенного сердца – настоятельный зов о помощи; когда приидеши ко мне? т.е. Господи, не медли оказать мне Свою помощь. Разумею – хочу быть благоразумным на безупречном пути, т.е. справедливою жизнию показать себя мудрым и благоразумным. Когда приидеши? (ср. Пс. 79:3; 118:41, 77, 120:1), несомненно, нужно понимать, как вопрос и молитву. По наиболее правдоподобнейшему изъяснению первоначального текста смысл был бы: я хочу идти путем честных, если Ты, Боже, придешь ко мне с Своею милостию, если укрепишь меня, как я этого страстно ожидаю.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
Пою и разумею в пути непорочне. Не токмо буду воспевать Твою милость, но буду учиться жить непорочно, чтобы не словами только, а и жизнью прославлять Тебя. Ст. 7. Не исправляше пред очима моима - не получил одобрения и не успевал в своих намерениях.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
«Буду размышлять о пути непорочном» - буду заботиться сделать свои поступки чистыми, чтобы узнать, когда я буду достоин принять Ковчег Завета («когда ты придешь ко мне?»). Буду заботиться (прошедшие времена вместо будущих) о пути непорочном не только в смысле зоркости по отношению к своим мыслям и чувствам, но и по отношению к своим поступкам как частного человека, так и правителя народа.
пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
См. Толкование на Пс. 100:1