Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят
Каменем именует уверовавших во Христа по воскресении и соделавшихся, по слову Захарии, каменем святым (Зах. 9,16); рабами же называет святых Апостолов, при содействии которых спаслись уверовавшие во Христа; а под перстию разумеет людей, которые живут еще перстною жизнью и доныне не уверовали. Но Псалмопевец и их именует достойными щедрот; потому что останок сей блюдется до последнего дня. Ибо и сии спасутся чрез пророка Илию.
Толкование на псалмы.
Яко благоволиша раби твои камение его, и персть его ущедрят
«Ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его», сказано у пророков (Зах.9:16, ср. Пл. Иер.4:1). Да и Петр говорит: вы же все «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1Петр.2:5). Так называет он тех, которые принимают участие в создании Церкви Божией. Тесным единством и взаимным согласием, единомыслием и единогласием утверждаясь в одном разуме и одной вере, они созидают один храм в Боге. Вот к этим-то камням «рабы Твои возлюбили», конечно, пророки. Они, Духом Святым провидя будущее устроение во всей вселенной нового Сиона, одобрили камни, имеющие быть принесенными для постройки от всех народов, приняли их с удовольствием. Что касается праха, то можно сказать, что «прахом» нашего духовного Сиона оказываются люди, действительно по земному живущие, но причисляющие себя к камням здания; тогда значит пророк выражает сожаление о иудеях, еще и доныне считающих истинным свое земное богопочтение, и потому оправдывающих название земного праха. Они достойны сожаления и милости, говорит пророк. Поэтому он и предсказывает, что рабы Божии пожалеют их, но что благоволить они будут к камням нового здания. Или же камнями считает пророк уверовавших во Христа после Его воскресения, а рабами – святых апостолов, чрез которых спаслись уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа.
Беседа на псалом 101.
Яко благоволиша раби Твои камение его: и персть его ущедрят
Весьма вожделен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны и разсыпанные камни, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость.
Яко благоволиша раби Твои камение (к самим камням) его, и персть его ущедряет (над перстию его умилосердятся)
Потому, говорит, что рабы Твои, Господи, апостолы приготовили камни для устроения ее, т. е. церкви, весьма крепкие и весьма способные к благочестию и добродетели, состав и соединение которых производит строение церкви. Притом и к самой персти церковной окажут милость и попечительность, т. е. к слабейшим в ней и провождающим жизнь более пристрастную к персти.
По словам Златоуста и Феодорита, эта речь от лица пленных иудеев. Превожделенен, говорит, для нас Сион, хотя он и опустошен. Достославны также и жалки камни и память о самых насыпях, произведенных разрушением, производит в нас сожаление. Другой прибавляет: И самая персть, т. е. живущие из народа в пристрастии к праху достойны, говорит, сожаления. Ибо остаток иудеев хранится на день последний, когда будет спасен посредством Илии.
Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят
Посему Он подымается, чтобы снова принять Сион под Свою милость; назначенное для сего время близко; наказание (плен) достигло уже предназначенной Богом цели, так как Израиль снова теперь всем сердцем привязан к Сиону; даже кучи развалин его составляют для него предмет почитания, и для него ничего нет тяжелее, как то, что город Божий лежит в мусоре. Ст. 15 представляет основание, что близко назначенное время, Израиль теперь способен принять милость Божию, смягчился, научился ценить счастие – быть народом Божиим, иметь священный город и в нем жилище Божие; один камень из развалин этого св. города для него теперь дороже дворца в Вавилоне. Благоволиша – полюбили. Ущедрят – пожалеют.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят
См. Толкование на Пс. 101:13