Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии
Положил еси тму, и бысть нощь. Говорит это, чтобы не подумали мы, будто бы иной Творец дня, а иной — ночи.
Толкование на псалмы.
Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии
Необходима ночь, образуемая отсутствием света и доставляющая отдых людям. Очевидно, здесь разумеет пророк время креста, потому что тогда была тьма от шестого часа до девятого (Мф.27:45), что и принимается за целую ночь – в объяснение тайны тридневного воскресения.
Беседа на псалом 103.
Ст. 20-22 Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут
Итак как при появлении солнечного света убегают все звери и скрываются в ложах своих: так и когда молитва, как луч некий, появится от уст наших и нашего языка, тогда ум просвещается, все же неразумные и зверовидные страсти отступают, разбегаются и прячутся в свои им норы, – только бы молились мы, как следует, с душею бодренною и трезвенною мыслию. Тогда будь диавол близ, он отгоняется, будь демон, – убегает.
Святые отцы о молитве и трезвении.
Ст. 20-21 Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе
«Положил есть тму, и бысть нощь». И потребность ночи необходима; она наступает по удалении света, и доставляет упокоение людям.
«В нейже пройдут вси зверие дубравнии:» «Скимни рыкающии восхитити, и взыскати от Бога пищу себе». Ночь людям приносит отдохновение, а зверям дает свободу наполнять гладное чрево. Сказанное: «взыскати от Бога пищу себе», означает, что и им потребное доставляет Божественный промысл. Ибо разумным тварям прилично испросить у Бога, а неразумным взыскать; впрочем и им необходимую пищу дает Бог.
Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии
Положил еcи тму и бысть нощь
Ты, говорит, Господи, положил, чтобы была тьма, которая наступает по захождении и закате света солнечного, и тьма сделалась ночью; почему и Моисей сказал: и нарек Бог свет днем, а тьму нарек ночью (Быт. 1,5).
Златоуста: И это не меньший дар— благодеяние посредством света, доставляющий покой человеку тем, что уступает ночи. Великого Василия: Что тень днем, то, должно думать, по всей природе тьма ночью; ибо она по своему свойству есть ничто иное, как тень земли. А тьма не есть существо, а случайность: она есть недостаток света, ибо сие лишение света Бог назвал тьмою. Афанасия: Это говорит он для того, чтобы мы не почитали иного творцом дня, а другого ночи. Исихия: Очевидно говорит о времени креста, в которое зашло наше Солнце, ибо тогда была тьма от часа 6-го до 9-го.
В нейже пройдут вcи зверие дубравнии (лесные)
Замечай здесь, возлюбленный читатель, какую пользу составляет ночь; она не только успокаивает людей и чрез сон и покой делает их крепче, когда застанет их утомленными от дневных трудов; но и самим зверям подает смелость ходить для снискания нужной им пищи.
Златословесного: Когда, говорит, зайдет солнце, тогда соберутся звери. Надобно удивляться смотрению Божию и распределению о самих зверях. Ибо когда ты спишь, тогда они ходят по пустыни, и ночь тебе доставляет покой, а зверям свободу для наполнения алчных их утроб. Василий Великий в высшем значении говорит: Божественное Писание лесом обыкновенно называет вещественную человеческую жизнь, питающую различные виды страстей, в которой гнездятся и укрываются губительные звери, природа которых будучи при свете солнца бездейственна, во тьме получает силу. Ибо по захождении солнца, говорит пророк (Давид), и по наступлении ночи, лесные звери выходят из своих логовищ; ибо время для злоумышления против душ у темных врагов есть ночь и тьма, в продолжении которой достают себе пищу из стад Божиих.
Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии
См. Толкование на Пс. 103:19
Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии
См. Толкование на Пс. 103:19