Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь
И это сказано справедливо, потому что «никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в… аду… кто исповедает Тебя?» (Пс.6:6). Так заключилась дверь брачного чертога пред неразумными девами, покупавшими елей в то время, когда нужно было нести светильники.
Беседа на псалом 103.
Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь
Кстати и сие присовокупил Пророк: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде кто исповестся Тебе» (Пс.6:6)? Так заключена стала дверь брачнаго чертога юродивым девам, которыя время сретения со светильниками употребили на покупку елея.
Воспою Господеви в животе моем, пою (буду бряцать) Богу моему, дондеже есмь
Доколе, говорит, живу и существую в сем мире, буду петь и бряцать Богу моему. А делая повторения слов для большей ясности и выражения пламенной расположенности к Богу, Давид выражает одну и ту же мысль, ибо слова: буду петь Господу в жизни моей, и слова: буду петь и бряцать Богу моему, пока я есмь, означают одно и то же.
Слова Златоуста: Песнею называет здесь не производимую словами, но делами. Так как Давид нашел себя должником пред Богом во многом, а достойного воздаяния не могущим принести никакого; то приносить то, что имеет, а именно обещается непрестанно петь и в сем проводить всю жизнь. Да слышат сие те, которые всякий день гниют в заботах и винных продажах, и никогда не обращаются на молитву, сколь они виновны пред Богом! Прославление Бога есть стяжание жизни. Для сего-то и должно жить. Феодорита: Прилично присовокупил слова: В жизни моей, также: Пока я есмь. Ибо в смерти нет воспоминающего о Нем; и в аде кто будет прославлять Его. Сие прибавление, по словам Евсевия, выражает великую расположенность и близость к Богу; ибо не сказал: буду петь и бряцать Богу, но Богу моему, говоря как бы так: создавшему и пропитавшему меня и бывшему для меня виновником всех благ. A песнею называет здесь не производимую словами только, но и делами.
Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь
Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле
См. Толкование на Пс. 103:31
Ст. 33–35 Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь: да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа
Доселе приглашал пророк к прославлению Бога всех тварей, и в особенности человека, а в заключение опять обращается к себе, говоря как бы так: что касается до меня – я буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока я существую. Буду петь и прославлять Его всеми возможными для меня способами: и умом, и всеми силами души, и устами, и на музыкальных инструментах. Да будет приятна Ему песнь моя! Сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, которая может отдалить меня от Святейшего Святых, я буду вместе с тем умолять Его, чтобы не возгнушался моими песнопениями, да усладится Ему беседа моя. Мало ли в мире людей, которые предаются разным удовольствиям и увеселениям и забывают о главном и единственном увеселении о Господе? У меня же, говорит пророк, да не будет никаких других предметов радости и веселия, кроме Господа: аз же возвеселюся о Господе. Этой радости о Господе и этому прославлению Его всего более препятствуют грешники и беззаконники, которые, мало того, что раздражают Бога своими злодеяниями и непокорством, они еще служат соблазном для других, своим примером развращают людей слабых и малодушных, в особенности же молодых людей, и таким образом становятся для последних нравственною заразою, сообщая им свою порочность. Таким грешникам и беззаконникам пророк желает не погибели, а исчезновения, т.е. перемены на лучшее нравственное состояние чрез покаяние и исправление. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. «Не о погибели грешных молится, – говорит блж. Феодорит, – но испрашивает того, чтобы они переменились, умоляет о том, чтобы полчище их рассеялось, чтобы они были обращены и познали Божественное» [6, с. 498]. По св. Афанасию, «изчезнут, т.е. погибнут, грешники в оное время суда – якоже не быти им, да исчезнут они в сонме благословляющих Бога» [3, с. 335]. В заключение псалма пророк, обращаясь снова к своей душе, заканчивает его теми же словами, какими начал: Благослови, душе моя, Господа!
Объяснение священной книги псалмов.