Ст. 21-22 И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте, чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем
Не напрасно вспоминает об этом, но желая показать, что при таких преступлениях Бог не отверг их, пока они не дерзнули на нечестивейшее из всех дело против Христа, поправши дарованную им благодать. Об этом говорит им Спаситель: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37–38). Итак, не довольствуясь прежними злыми делами, славу их, которою был для них Бог, они променяли на подобие тельца. Они не вспомнили ни о своем спасении, ни о наказании египтян, ни о великом чуде в море, но все это, вместе взятое, подвергли оплеванию.
Беседа на псалом 105.
И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во египте
О людях нашего времени то же можно сказать с некоторым изменением текста. Как многие делают тельца из своих страстей, привычек!
Дневник. Том II. 1857-1858.
Ст.21-22 И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем
Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это.
Ст. 21-23 И забыша Бога, спасающаго их, сотворшаго велия (дела) во Египте. Чудеса в земли Хамове, страшная (вещи) в мори Чермнем. И рече (сказал бы) потребити их, аще не бы Моисей, избранный Его, стал в сокрушении (среди самого сокрушения) пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их
Евреи, поклонившись, говорит, слитому тельцу, забыли Бога, избавившего их от Египта и сделавшего столь великие чудеса для них как в Египте, так и на Чермном море и в пустыне. Посему Бог сказал Моисею, чтоб он оставил Его, чтоб Ему истребить всех евреев; Он так говорил ему: оставь Меня; и Я, воспламенившись гневом на них, сотру их (Исх. 32,9). Почему и Моисей, прося и умоляя Бога, говорил: умоляю Тебя, Господи; люди сии сделали грех великий, наделав себе богов золотых. Итак, если Ты оставишь им сей грех их, то оставь; если же нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал меня (Исх. 32,31). Некоторые говорят, что хотя Писание упоминает об одном тельце, но тельцов было много; почему и евреи во время ликования своего говорили: сии боги твои, Израиль, которые извели тебя из земли египетской (Исх. 32,4); и Моисей также, как выше упомянуто, сказал о золотых богах. А другие думают, что множественное число употреблено вместо единственного по свойству еврейского языка.
Златословесный вместе с Феодоритом: Это свойство человеколюбивого Бога, что Он производит наказания не молча, но наперед объявляя о них в виде угроз, и сим призывает согрешивших к покаянию, как поступил с ниневитянами посредством Ионы, и в Евангелии касательно упоминаемой в притче смоковницы. Так и здесь надобно принимать сие предречение не за решение о том, что сбудется непременно, а за угрозу, производящую отвращение ко греху; ибо когда согрешил Израиль, то не молча подвергнул их истреблению, но побуждал своего угодника на молитву за народ, наперед извещал и говорил: оставь меня и проч., что сказал для того, чтобы открыть искренность любви Моисея к народу.
И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте
См. Толкование на Пс. 105:19