Ст. 25-27 Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть
Ибо сказано: «рече, и ста дух бурен». Сию мысль относить должно не к Богу, а ко врагу; потому что голос сопротивника производить «дух бурен». И бурею называется сильный ветер, не прямо дующий, но кружащийся сильным вихрем, который, когда стремительно ударит в воду, море, как от какого-то брошенного большого камня, сею тяжестью будучи приведено в смятение, по необходимости рассекается силою дуновения, потому что вода, где только врежется налегший на нее ветер, от поражающей ее тяжести и здесь, и там отбрасывается вверх. Поэтому Пророк продолжает ясно представлять сии страшные явления, а именно: что вместе с тем, как врезывается дух бурный, возносятся волны морские, восходя «до небес» и нисходя «до бездн». Ибо, действительно, подъятие в высоту таких волн, разумею же волны страстей, делается причиною нисхождения в бездну. А бездною, как дознали мы, во многих местах Писания называется жилище демонов. Волнуемые сим смятением и обуреванием волн, от омрачения делаются малосмысленными, от неприятности такого плавания, как бы от опьянения, отяжелев головою. Ибо сказано: «смятошася, подвигошася яко пияный». Однажды же утратив благоразумие, не дают они в себе место никакой мысли о спасении; напротив того, мудрость их прежде всего терпит крушение и погибает. Посему сказано: «и вся мудрость их поглощена бысть».
О надписании псалмов.
Ст. 25-26 Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше
Этим пророк научил, что по Его мановению приходят и печали, и радости. Разумеет здесь искушения, которые возбуждают дух бурный, то есть – противный, когда Бог позволяет ему для упражнения и явления праведных. Бог Сам показывает, как именно Он позволил диаволу искусить, говоря Иову: «ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов. 40:3)? Именно, чем для золота огонь, тем для душ служат искушения, расплавляя их, не для того, чтобы погубить, но для того, чтобы обнаружилось, какой блеск они имеют.
Беседа на псалом 106.
Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его
См. Толкование на Пс. 106:23
Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его
На море человек всего живее чувствует свое ничтожество, равно как величие и всемогущество Господа… Описывая всемогущество Господа Вседержителя, Давид живописует как будто нашего Господа, Который делал то же, именно: укрощал море – и оно слушало Его.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Ст. 25-27 Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть
«Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: Восходят до небес, и нисходят до бездн». И сим Пророк научает, что по мановению Божию, как постигает нас скорбное, так и наступает благоприятное.
«Душа их в злых таяше: Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть». Пророк держится переноснаго образа речи, и повидимому, говорит о мореплавателях, дает же сим разуметь всякаго рода естественныя бедствия, которых никто не в состоянии отвратить, водясь человеческою мудростию; потому что и кормчие, подобно упившимся, влаясь туда и сюда, когда наступит волнение, употребив все искусство, не могут преодолеть бедствий.
Ст. 25-26 Рече, и ста дух (ветр) бурен и вознесошася волны его. Восходят до небес, и нисходят до бездн
Владыка, говорит, Христос повелел (т. е. попустил), и поднялась, как говорит евангелист Марк, великая буря, волны били в судно так, что оно уже наполнялось водою (Мк. 4:37), и волны морские, то весьма возвышаясь восходили, то весьма понижаясь нисходили, как это обыкновенно бывает во время великой бури. Где в словах: восходят до небес и нисходят до бездн, употреблен оборот преувеличения (фиг. гиперб.): как и в сих словах: омыеши меня, и буду белее снега (Пс. 50:7), также и в сих: там мы видели исполинов, и мы были пред ними как черви (Числ. 13:33), и много других примеров, по словам Дидима, находится в Писании в таком виде преувеличения.
Другой говорит, что под небом здесь разумеется воздух; так как и птицы называются небесными. Итак, выражение до небес значит возвышение на большое пространство воздуха; и на общем человеческом языке то, что весьма высоко, называется небом; почему и в древности говорили об оной башне: дай построим себе город и башню, которой верх будет до неба (Быт. 11:4). Нисский: Быть может слова: и восстал дух бурный, должно относить не к Богу, а ко врагу; ибо голос противника производить дух мысленной бури. А бурею называется ветер не по прямому направленно нападающий, но в самом себе кружащийся быстрым круговращением, который когда падает иногда со всею силою на воду, то вода необходимо разделяется от напора ветра, так как бы был брошен в нее со всею тяжестью некий камень. Итак, возношение таковых волн, т. е. страстей, на высоту, бывает причиною снисхождения в бездну; а под бездною во многих местах Писания разумеется, как мы испытали, жилище демонов. Златоуста: Сими словами дается совет и тебе, что когда ты увидишь дела свои дошедшими до крайности, не упадай в духе и не отчаивайся; ибо может весьма скоро последовать перемена; то же самое случается и на море. Исихия: Под морем разумей жизнь, а под кораблями—церкви, о которых Бог сказал Иову: все собравшиеся корабли не могут понести одной кожи хвоста его, и на кораблях рыболовов— головы его (Иов. 41:7); Он говорит, что все искусство человеческое изнемогает и не может вынести, или перенести и самой кожи хвоста диавола. Но главу его, т. е. идолопоклонство, которое есть главное из зол его, рыболовы, т. е. Апостолы умертвили в кораблях церквей. Те же Апостолы увидели дела и чудеса Христовы, которые Он произвел во спасение наше в глубине, т. е. в глубокой мудрости. Далее под морскими волнами разумеет искушение, ибо как за волнением следует тишина, так за искушениями мир. Феодорита: Пророк выразился здесь приточно, научая сими словами, что по Божию мановению бывает и печальное и случается утешение.
Душа их в злых (от злостраданий) таяше.
См. Толкование на Пс. 106:27
Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его
См. Толкование на Пс. 106:23
Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его
См. Толкование на Пс. 106:21