Да взыщет заимодавец вся, елика суть его: и да восхитят чуждии труды его
См. Толкование на Пс. 108:6
Ст. 11-12 Да взыщет заимодавец вся, елика суть его: и да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его
«Да взыщет заимодавец вся, елика суть его». А Симмах перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками же разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе.
«И да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его». Когда же совершится сие, и враги станут делить принадлежащее им: тогда никто не будет их помощником, и дети их не удостоятся пощады.
Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его
Заимодавец, говорит, покушавшегося на священство потребует, по смерти его, всего имения его, требуя долга, который дал ему при жизни его; и чужие и нечестивые расхитят все оставшиеся его вещи по уплате заимодавцу.
Феодорита: Это говорится об иудеях, имение которых расхитили римляне. Почему и Симмах говорит: пусть соберет взыскатель (собиратель податей) все имение его. А сии собиратели суть римские цари, производящие, по словам Евсевия и Феодорита, налоги податей. Они-то расхитили все иудейское, тщательно пересматривая все, чтоб и утаенное отыскать и присвоить себе.
Да взыщет заимодавец вся, елика суть его: и да восхитят чуждии труды его
Имущество ожесточенного врага должно (по его смерти) достаться в руки ростовщиков. Да взыщет – употребит все средства возвратить свое добро.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Да взыщет заимодавец вся, елика суть его: и да восхитят чуждии труды его
Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим
См. Толкование на Пс. 108:9
Ст. 11–15 Да взыщет заимодавец вся, елика суть его: и да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его: да будут чада его в погубление, в роде единем да потребится имя его. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матери его да не очистится: да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их
Переходя мыслию от детей врага к имуществу его, псалмопевец говорит: Да взыщет (да захватит) заимодавец вся, елика суть его, т.е. все, что он имеет, и все труды его разграбят чужие. «Это, – говорит св. Иоанн Златоуст, – новый вид несчастия, чтобы имущество его (Иуды) было предано расхищению, чтобы он подвергся нападению заимодавцев» (5, с. 274]. По мнению блж. Феодорита, это говорится и об иудеях вообще, имение которых, по разрушении Иерусалима, расхитили римляне [6, с. 531]. И что еще более пагубно, род Иуды, перенося всякого рода оскорбления, среди таких бедствий, не имел защитника: да не будет, говорит пророк, ему заступника (сострадающего ему), ниже да будет ущедряяй (да не будет милующего) сироты его. «Несчастия, – продолжает Златоуст, – и сами по себе невыносимы; но когда нет и защитника, тогда они еще более тяжки» [5, с. 274]. Но злоба врага и этим горем не искупляется. «И преждевременное сиротство детей, – говорит Златоуст, – не находит себе сострадания, и не только сострадания, но еще осуждается на крайнюю погибель: да будут чада (потомство) его в погубление (на погибель), и да изгладится имя их в следующем роде (в роде единем)» [5, с. 274]. Наконец, от несчастия детей пророк возвращается к предкам врага: отец и мать его пусть будут наказаны за грехи свои и погибнут злополучным образом, так как они служили для него дурным примером, не исправляя его, а усиливая в нем семя зла (ст. 14-15). Да воспомянется (да будет вспомянуто) беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится (да не изгладится). Да приидут пред святые очи Божии грехи его родителей, и следствием этого будет то, что память о враге совершенно истребится на земле: да будут они пред Господем (в очах Господа) выну (всегда), да потребится (и да истребит Он) от земли (на земле) память их. Под беззаконием отец св. Афанасий Александрийский разумеет грех самого народа иудейского, ибо к предателю присовокупляет и беззаконный народ. Беззаконием же отец называет убиение пророков (Мф. 23:35; Лк. 11:51). «Под материю сего злочестивого народа разумей, – говорит св. Афанасий, – оную лукавую синагогу, многократно преогорчавшую Бога» [3, с 348]. «Отцами, – говорит блж. Феодорит, – называет пророк предавшихся злочестию в пустыне и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона, а матерью назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние – предать смерти Владыку Христа» [6, с. 532].
Объяснение священной книги псалмов.