Ст. 1-2 Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие: яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век
Хвалите Господа вси языцы… Яко утвердися милость Его на нас. Язычники, говорит, никогда не испытали бы таковой перемены, если бы милость Божия превозмогла наших грехов. И истина Господня пребывает во век. Ибо Господь даровал спасение, какое обещал чрез святых пророков. Этим и блаженный Павел начинает послание к Римлянам: Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестию Божие, еже прежде обеща пророки Своими в писаниих святых (Рим. 1,1–2). И еще говорит: глаголю Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости прославити Бога (Рим. 15,8–9). Итак, поскольку Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, какое обещал, и всем отверз источники милости, то и вы, приступившие из иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, составив согласное песнопение, воздайте должное Благодетелю.
Толкование на Псалмы.
Хвалите Господа, вси языцы, похвалите его, вси людие
Для всякого очевидно, что эти слова составляют пророчество о Церкви верующих и предсказание о проповеди, которая объяла всю вселенную. В псалме призываются не один, не два или три только народа, но вся земля и море. А это оправдалось тогда, когда воссияло пришествие Христово.
Беседы на псалмы. На псалом 116.
Аллилуия
И сия песнь прилична всякому человеку; потому что благодать Духа улучившим спасение повелевает песнословить Благодетеля.
Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие
«Хвалите Господа вси языцы». Пророк всех в совокупности призывает к ликованию; потому что всем язычникам, не Еллинам только и Римлянам, но и варварским народам, Господь дал средства ко спасению, служителями сего благодеяния употребив священных Апостолов. Ибо сказал: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам» (Мф.28:19–20). Покорствуя сему закону, обошли они всю землю и море, и привели ко Христу, кто Индов, кто Египтян, а кто Ефиоплян. Блаженный же Павел кратко сказует, к скольким народам принес он Божественную проповедь, чтобы «от Иерусалима и окрест до Иллирика исполнити благовествование Христово» (Рим.15:19). Ибо, не прямым шествуя путем, но обходя обитающие посреди народы, принес и им спасительные догматы. «Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду: но якоже есть писано: имже не возвестися о Нем, узрят: и иже не слышаша, уразумеют» (Рим.15:20–21). В последствии пришел он в Италию, ходил в Испанию, поставил пользу и островам, разсеянным в море. Ибо в послании к Римлянам сказал: «уповаю мимогрядый» в Испанию, проходить у вас, «и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся» (Рим.15:24). А пиша к чудному Титу, говорит: «сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех» (Тит.1:5). Так великий Иоанн освободил от прежняго нечестия Азию. Так божественный Андрей озарил Элладу лучами Боговедения. Так божественнейший Филипп обличил заблуждение жителей той и другой Фригии, Так великий Петр прошел от Иерусалима до Римскаго града, всем принося лучи истины. Так все, обошедши целую вселенную, разсеяли мрак неведения, и показали Солнце правды. Посему пророческое слово справедливо всем народам повелевает приносить песнь Богу; потому что все улучили спасение.
«Похвалите Его вси людие» [в греческом читается: «οἱ λαοί», то есть народы]. Издавна были разсеяны по целой вселенной Иудеи, – наученные чествовать единаго Бога. А поелику жили они не в одной Палестине, составляли не один народ, управляемый одним царем, но, разсеянные между языческими народами, были в подданстве у государей их, хотя соблюдали свой образ жизни, следуя постановлениям закона: то Пророк справедливо именует их не народом, а народами. Ибо весьма многие и из них приняли Божественную проповедь. В Иерусалиме три тысячи и пять тысячь вдруг уловлены были рыбарями; а после сего, как сказал божественный Иаков, уверовали и многия тьмы (Деян.21:10). В Сирии, в Киликии, в Ликаонии, в Писидии, в Азии, в Памфилии и у всех прочих языческих народов, Апостолы Иудеям первым принесли божественную проповедь; и одни уверовали и насладились истины, а другие прекословили полезным для них учениям. Поэтому пророческое слово и им справедливо повелевает песнословить Благодетеля; потому что их именует народами.
Хвалите Господа вcи языцы, похвалите Его вcи людие
Приносите, говорит, все народы, уверовавшие во Христа, песни и славословия Господу за то, что указан вам от Него путь, и вы вышли из тьмы заблуждения и идолопоклонства и переселены в область света, истины и богопознания. И все народы хвалите Господа. Здесь, говорит, то же самое, что сказал выше, для умножения славословия Христу. Или людьми называет тех иудеев, которые уверовали во Христа. Или называет всех вообще людей; так как все вообще должны благодарить Христа, как сделавшегося человеком для спасения всех людей и благоволившего принять спасительные страдания, а особенно для спасения всех иудеев: ибо Я, говорит, послан только к погибшим овцам дома Израилева (Матф. 15,24).
Слова Евсевия: Весьма ясно, что в сих словах заключается пророчество о благах в церкви и предвозвещение о той проповеди, которая заняла всю вселенную. Ибо сей псалом призывает не два или три народа, но всю землю и море; что сбылось тогда, когда воссияло пришествие Христово. Ибо тогда, по Феодориту, Он подал способы ко спасению всем народам, употребив в служение сему благотворению святых Апостолов, которые, обошедши всю вселенную, разоряли мрак невежества и показали Солнце правды: идите, говорит, научите все народы. К сему присовокупляет тот же Феодорит: Поелику иудеи рассеялись по всей вселенной и учили о едином Боге, и не жили более в одной Палестине, и не пребывали в одном народе, подчиняясь одному царю, но рассеявшись у всех народов; то прилично называет их не народом, но народами. Или, быть может, как говорит Евсевий, называет так и тех, которые уверовали из народов, согласно с написанным у Захарии: и притекут многие народы ко Господу и составят народ Его (Зах. 2,11). Ибо доселе, будучи язычниками, они не были людьми Его. Но, переменив прежнюю жизнь, они делаются людьми Его. Заметь, что сии слова апостол Павел приводить в послании к Римлянам, чтобы показать исполнение их тогда. Он так говорит: а для язычников из милости, дабы славили Бога, как написано: хвалите Господа все язычники и славьте Его все народы (Рим. 15,11).
Ст. 1-2 Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие: яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век
В этом псалме, как и в других псалмах (ср. Пс. 95:7, 97:4), языческие народы (языцы и людие, последние – не иудеи) приглашаются израильтянами признать единого истинного Бога, хвалить Его за милость и верность обетованиям (истину), которые Он не переставал оказывать Своему народу (на нас). Поводом к написанию этого псалма послужило, может быть, какое-либо необычайное откровение милости Божией Своему народу (может быть, какая замечательная победа; по некоторым – освобождение из плена); ввиду такого откровения величия Божия и язычники должны быть подвинуты к прославлению Господа на Сионе. Очевидно, псалмопевец надеялся, что наступит некогда время, когда и язычники обратятся; и цитата ап. Павла в Рим. 15:11 поэтому находит совершенно соответственное применение.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Хвалите Господа, вси языцы, похвалите его, вси людие
Означенный псалом является продолжением предыдущих двух, 114 и 115: там писатель благодарит и восхваляет Господа от лица всего народа в своей молитве, которая является молитвой всего Израиля, здесь же, пораженный и умиленный оказанной ему помощью от Господа, он приглашает и все племена уже языков, чужих народов, принять участие в восхвалении и благодарении Бога. Это приглашение писателя, этот его призыв язычников свидетельствует о такой глубине его веры в истинного Господа, о такой ясности представления и понимания того, что совершающиеся события жизни с очевидностью свидетельствуют о действии Его промысла в мире, что для него не оставалось сомнения, чтобы язычники не узнали Его и не поняли ложности своих богов. Этот период несомненного для писателя, но неопределенного по времени исполнения обращении к истинному Богу язычников, он желает ускорить своим настоящим обращением к ним. Поэтому-то Ап. Павел (Рим XV:11) видит здесь пророчество об обращении язычников.
Аллилуиа
Псалом сей есть самый краткий из всех псалмов и надписывается он также словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Состоя из двух только стихов, он призывает все народы хвалить и прославлять Господа Бога за великую Его милость спасения, принесенного Спасителем для всех народов. Значит, псалом сей несмотря на его краткость, нужно считать с одной стороны благодарственным, как призывающим всех людей к благодарению, а с другой – пророчественным, предсказывающим о спасении всех народов, о всеобщем призвании язычников в Церковь Христову.
Хвалите Господа вси язы́цы, похвалите Его вси людие
Новозаветная Церковь христианская первоначальное свое образование получила из апостолов и других иудеев, уверовавших чрез них в истину воскресения Христова и принявших от них евангельское учение; а затем и из других народов, к которым апостолы пронесли слово истины евангельской, по заповеди Христа, данной апостолам при вознесении Его на небо (Мф.28:19). Посему, и в призывании пророка к похвалению Господа различаются языцы и вси людие. И первое призывание относится, по разумению св. апостола Павла и св. отцов, к язычникам: хвалите Господа вси язы́цы, которых в числе христиан была наибольшая половина, а второе – к иудеям, – похвалите Его вси людие, под которыми разумеется избранный народ, или различные колена иудеев. Подобное же выражение, с различением языков и людей, употреблено и во 2-м псалме: «Векую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным». В том же смысле изъяснено это и в книге Деяний апостольских (Деян. 4:25–26). «Для всякого очевидно, – говорит св. Иоанн Златоуст, – что эти слова составляют пророчество о Церкви верующих и предсказание о проповеди, которая объяла всю вселенную. Ибо призываются не один, два или три только народа, но вся земля и море. А это оправдалось тогда, когда воссияло пришествие Христово» [5, с 353].
Объяснение священной книги псалмов.