Исчезает во спасение Твое душа моя, и на слово Твое уповах
Пророк учит нас вожделевать слова и исполняться любовью ко спасению Божию. И какое же иное спасение, кроме пришествия Господня? На слово Твое уповах, разумей — на обетование Твое. Словом же называется и богодухновенное Писание. Поэтому, исчезает не только тот, кто ожидает исполненения Божественного обетования и чает окончания облежащих зол, но и тот, кто читает Божественные словеса, и желая в точности изучить смысл их, отыскание смысла признает для себя утешением и отрадою.
Толкование на псалмы.
Изчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах
Когда человек сильно желает чего-нибудь, но в желаемом терпит лишение, то он как бы исчезает, изнемогает. Так, ожидающие возвращения кого-нибудь отсутствующего из ближних, с напряжением ожидая и обманываясь в своем ожидании, как бы тают от тоски; то же бывает с тем, кто терпит сильную жажду и не имеет воды для ее утоления; так и угнетаемые какими-либо несчастьями и ожидающие божественной помощи приходят в изнеможение, когда видят ее замедление. Спасением для человеческого рода является снисхождение к нам Единого от Святой Троицы. Так как в другом псалме пророк говорит: «яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам» (Пс.84:8), то значит и сам он молился о том, чтобы это ожидаемое спасение совершилось скорее.
Беседа на псалом 118.
Одиннадцатое восьмистишие идет под буквою каф – ладонь.
Ладонью дают пощечину, оскорбительную для того, кто ее получает; ладонью прикасаются к щеке любимой особы, чтобы слаще поцеловать. Таким образом, она есть и орудие обиды и оскорбления, и орудие любви самой теплой. Такое заглавие очень идет к этому восьмистишию, так как в нем пророк представляет лицо оскорбляемое, теснимое неправедно и обращающееся к Богу в уповательной молитве о помощи и заступлении. Он говорит как бы так: «бьют меня, приласкай же Ты меня, Господи!» Все, что здесь говорится, очень приложимо к Иову, к святым мученикам и, во многих чертах, к борющимся со страстьми и похотьми.
Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах
Исчезает во спасение, то есть сильно желает получить спасение от Тебя, и притом так сильно, что доходит до исступления. «Желающие чего-либо сильно, говорит блаженный Феодорит, но лишаемые желаемого говорят о себе, что они как бы исчезают. Так бывает с томимыми сильною жаждою и не имеющими воды; так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого-либо из знакомых и, не видя его прибытия, исчезают от желания; так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия покрова, когда видят замедление его, как бы исчезают».«На слово Твое уповах», то есть на обетование, поясняет святой Афанасий.
Вот уже третье восьмистишие посвящает пророк изображению бедствующих и утесняемых за верность воле Божией и заповедям Его. И здесь под спасением разумеется избавление от смирительных и уничижительных нападков, скорбей и лишений за слово Божие. Что говорится здесь, то очень прилично Иову на гноище или какому-либо мученику, долгое время томившемуся в узах и почасту мучимому, а равно и всякому безвинному страдальцу. Но можно взять эти слова отдельно от других и видеть в них вопль души, жаждущей спасения в Господе Иисусе Христе от греха и пагубы вечной. Так думают святой Афанасий, святой Амвросий и блаженный Августин.
Святой Афанасий пишет: «Пророк учит нас вожделевать слова и исполняться любовию к спасению Божию; а какое же иное спасение, кроме пришествия Господня?» Святой Амвросий говорит: «Исчезает; – кто всею душою переходит в то, что любит, тот о том и думает, о том речь ведет, к тому привязан, в то впивается всею душою. Такое чувство испытывает мать, ожидающая возвращения любимого сына, как испытала это мать Товии. Что значит: исчезает во спасение душа? – Вот что: душа, прилепившаяся к Господу, как бы перестает быть душою, а бывает един дух с Господом. Святой и богобоязненный ничего не желает, кроме спасения Божия, которое есть Христос Господь; только Его вожделевает он, Его желает, к Нему устремляется всеми силами, Его греет в лоне ума своего, Ему открывается и пред Ним изливает душу свою, и одного только боится, как бы не лишиться общения с Ним. В другом месте пророк говорит о себе: возжада Тебе душа моя, а немного ниже прибавляет: прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Кто жаждет, тот желает быть при источнике и ничего так не домогается, как поскорее добраться до воды. Так устремляется и душа к Господу. И Господь, восприяв ее в десницу Свою и излив в нее Свою силу, делает то, что она будто перестает быть: живу, говорит она, не ктому аз, но живет во мне Христос. Как исчезает душа во спасение Божие, хорошо изображает святой пророк Иеремия: и быстъ, говорит он, в сердцы моем яко огнь горящ, палящ в костех моих, и разслабех отвсюду, и не могу носити. Хорошо сказал: на словеса уповах, – прежде возгорается упование, и за ним уже следует исчезновение. Размышляя о том, что читал в слове Божием, и, видя, что, находясь в теле, как бы узами какими-либо жизни сей связанный, отстоял он от спасения Божия, вожделевал его, стремился к нему, исчезал в нем, изливался в него всем сердцем. Так исчезает дух и того, кто, отвергшись себя, весь прилепляется Христу Господу. Кто, исчезая в себе, прилепляется к Нему, тот теряет свое и восприемлет Божеское, вечное, вполне успокоивающее».
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах
Сильно чего либо желающие, но лишаемые желаемаго, говорят о себе, что как бы «исчезают». Так бывает с томимыми сильною жаждою и не имеющими воды. Так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого либо из знакомых, и не видя его прибытия, истаевают от желания. Так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия благоволения, когда видят замедление онаго, как-бы исчезают.
Исчезает во спасение Твое душа моя; на словеса Твоя уповах
Душа моя, по выражению его, некоторым образом разлучается с телом, разрешается и изнемогает, будучи не в состоянии перенести чрезмерности и пламенности божественного стремления к Тебе, при чем спасением называет, по словам Евсевия, спасительное вочеловечение Христово. Итак, он говорит, что весьма желаю спасения сего и на слова Твои надеюсь, что сие сбудется непременно, т. е. на те слова, которые написаны в законе о вочеловечении Христовом. Некоторые же вместе с Феодоритом думают, что Давид говорит о спасении своем, то есть, что я желаю у Тебя, Господи, спасения, и уповаю на заповеди Твои, что исполнением их я спасусь. Далее здесь без различия можно сказать и во множественном числе: на слова Твои, и в единственном: на слово Твое.
Феодорита: Те, которые сильно желают чего-либо и не получают желаемого, исчезают, как говорят; так исчезают те, которые имеют сильную жажду и недостаток в воде, а равно и те, которые ожидают кого-либо из знакомых из дальнего пути. Они желают всегда и истаевают, не получая желаемого, так исчезают и те, которые борются с несчастьями, ожидают благоволения Божия и видят, что оно отдаляется.
Ст. 81-83 Изчезает во спасение твое душа моя, на словеса твоя уповах: изчезоша очи мои в слово твое, глаголюще: когда утешиши мя? зане бых яко мех на слане: оправданий твоих не забых
Изображение тяжести переживаемых писателем нестроений жизни. - «Мех в дыму», точнее, мех на морозе, который от того твердеет, ломается и делается от него дым. «Мороз» здесь образ бедствий евреев, изнуривших последних.
Ст. 81-88 Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Изчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых. Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедий Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих
Одиннадцатое осмистишие идет под буквою каф – «ладонь». Ладонью дают пощечину, оскорбительную для того, кто ее получает; и ладонью прикасаются к щеке любимого человека, чтобы приятнее поцеловать его. Таким образом, ладонь есть и орудие обиды и оскорбления, и орудие любви самой теплой. Такое заглавие очень идет к этому осмистишию, так как в нем пророк представляет лицо оскорбляемое, теснимое неправедно и обращающееся к Богу в уповательной молитве о помощи и заступлении. Он говорит как бы так: бьют меня, – приласкай же Ты меня, Господи. Все, что здесь говорится, очень приложимо к Иову, к св. мученикам и, во многих чертах, к борющимся со страстьми и похотьми.
Ст. 81–82 Изчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах: изчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя
Изчезает во спасение, то есть сильно желает душа моя получить спасение от Тебя, Господи, и притом так сильно, что доходит до исступления. «Желающие чего-либо сильно, – говорит блж. Феодорит, – но лишаемые желаемого, говорят о себе, что они как бы исчезают. Так бывает с томимыми сильно жаждою и не имеющими воды; так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого-либо из знакомых и, не видя его прибытия, исчезают от желания, как бы истомляются, так и борющиеся с какими-либо несчастиями исчезают» [6, с. 589–590]. «На словеса Твоя уповах, то есть на обетование», – поясняет св. Афанасий. При объяснении сего св. Амвросий ставит вопрос: «Что значит исчезает во спасение душа?» И так на него отвечает: «Душа, прилепившаяся к Господу, как бы перестает быть душею, а бывает «един дух с Господом» (1 Кор. 6:17). Святой и богобоязненный ничего не желает, кроме спасения Божия, которое есть Христос Господь: только Его вожделевает он, Его желает, к Нему устремляется всеми силами, Его греет в лоне ума своего, Ему открывается и пред Ним изливает душу свою, и одного только боится: как бы не лишиться общения с Ним. Кто, исчезая в себе, прилепляется к Нему, тот теряет свое и восприемлет Божеское, вечное, успокаивающее».
в следующем стихе (82) говорит, что очи его, молитвенно устремленные к Богу и к слову Его, в продолжительном терпении ожидавшие помощи и утешения от Бога, тоже исчезали, выражая нетерпеливое чувство: когда утешиши мя? «Здесь, – толкует блж. Феодорит, – словом называется обетование Божие. Исчезает в него тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол». И в обычной речи говорят иногда о том, кто долго ждет кого-либо, с сильным желанием его видеть: «Глаза просмотрел». Так тяготимый скорбию, молитвенно обращая очи свои к Богу, просит и ждет помощи, – ждет дни, месяцы и годы, а помощь все не приходит. Как же ему не возопить: Когда утешиши? Этим выражается не оскудение упования, а сила желания.
Объяснение священной книги псалмов.