Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию
Это было тогда, когда они выходили из Египта и странствовали в пустыне. Здесь он выражает великую безопасность. Впрочем, может быть и тогда, при возвращении (из Вавилона), они удостоились подобного чуда каким-нибудь другим образом. Поэтому, желая показать особенное промышление Божие, пророк прибавляет, что Бог не только избавит их от бедствий, но и от того, что обыкновенно бывает с людьми, – потому что щедродательна милость Его, неизреченно человеколюбие, не по мере нужды нашей Он подает нам помощь Свою, но превышает дарами Своими и сами прошения наши.
Беседы на псалмы. На псалом 120.
Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию
Говорят, что луна не только влажна, но и горяча, и подобно солнцу сожигает тела; Пророк же сказует, что, ночью и днем пользуясь промышлением Его, сохранишься невредимым. Напоминает им и древнее сказание. Ибо когда освободились от египетскаго рабства, осеняемые облаком, не испытали солнечнаго зноя.
Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию
Бог, продолжает, покажет о тебе, брат, столь великий промысл если ты будешь ходить путем добродетели, что и солнцу не позволит жечь тебя днем, как делал и прежде израильтянам, и месяцу не велит разогревать тебя и расслаблять твое тело ночью, каковыми словами Давид открывает величайшее попечение, по словам Златоуста, о добродетельном. Почему, по словам того же святителя, и евреям надлежало пользоваться и чувственно особенною милостью Божией, и гораздо больше надлежит получить оную другам Божиим теперь. По замечанию Феодорита, естествоиспытатели говорят, что и луна жжет тела; так как она не только влажна, но и горяча, и следовательно, и орошает и согревает и расслабляет тела. Или, не ожжет, поставлено вместо: не сделает тебе вреда солнце и луна.
Слова божественного Максима: Когда солнце правды вознесется и чрез нас посредством добрых дел, тогда и наше естество, хотя оно теперь непостоянно и переменчиво (как луна), получит постоянное устройство. Нисского: Во второй песни восхождений упоминается солнце, каковым именем названо наводимое врагом искушение. А благословение над имеющим помощь от Господа, поставляет в том, когда он днем не опаляется от солнца. Итак, солнце сие вредит, когда не заграждается исходящей из него пламень облаком Духа, который распростер над таковыми Господь в покров им. А равно и месяцем называется враждебная сила, имеющая не свой, но поддельный свет. Ибо не будучи Богом, сатана показался безумцам богом века сего, преобразуясь в светлого ангела. Оригена: Поелику солнце имеет свойство не только освещать, но и жечь, а Бог есть для праведников свет, а для грешников огонь; то можешь принять сии слова и в отношении к Нему. Ибо солнце правды освещает тех, которыми оказывается милость, а сожигает подвергающихся гневу Божии. То же самое иногда делает и пребывающая в Нем святая церковь, благодетельствуя или изъявляя негодование свое вместе с Ним. Златословесного Так как помощь даруется Богом изобильно, то, желая показать яснее, что промысл Божий не только освобождает от бедствий, но даже не допускает подвергнуться человеческим немощам, он присовокупил сие. Феодорита: Ночью, говорит, и днем наслаждаясь Его промыслом, ты не испытаешь вреда.
Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию
Луна считается здесь причиною часто значительного на востоке (жгучего) ночного холода; как солнце признается причиною жара, так восточные жители ночной холод приписывают луне (ср. Быт. 31:40). Вероятно, св. писатель хотел этим выразить мысль: никакой опасности, никакому затруднению ты не подвергнешься.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию
«Господь сохранит от всяких бедствий» - солнце не сожжет днем, а луна - ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт XXX:40).
Толковая Библия.
Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию
См. Толкование на Пс. 120:5