Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне. Не скрылось от Тебя поползновение жены, которую тайно сотворил Ты из кости моей, погрузив меня в глубокий сон; напротив того, тайное наше ведомо в тайне Создавшему жену. И составь мой в преисподних земли. И если разрушусь и обращусь в персть, то и это также ведомо Тебе.
Толкование на псалмы.
Не утаися кость моя от тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли
Опять говорит о знании Божием и показывает, что Он знает все это. Итак, он говорит или о том, что Бог знает все тайное, или указывает на нечто другое, на создание и образование человека: даже и тогда, когда я образовался. Ты не не знал чего-нибудь, но знал все; хотя природа составляла меня мало-помалу, хотя она действовала втайне и как бы в преисподних земли, для Тебя, говорит, все обнажено и открыто. Другой переводчик (Акила) сказал так: «не сокрылись кости мои от тебя, с которыми я создан втайне» (τὰ οστα… οις εποιήθην). Третий (Симмах): «не утаилась от тебя крепость моя, с которою я создан втайне» (κραταίωσις), «разнообразно составлен, как бы в преисподних земли» (εποικίλθην – Акила). Четвертый (неизвестный): «не утаилась от тебя сила моя, или кости мои от тебя, хотя я создан втайне, образован в преисподних земли» (δύναμις… οτι εζεικονίσθην). Все они говорят одно и то же, т.е. Ты совершенно знал меня и тогда, когда я составлялся по частям; Ты знаешь даже каждый член и приращение его. Так и Христос говорит: «а у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк.12:7). Эти слова указывают вместе и на промышление и на знание Божие.
Беседы на псалмы. На псалом 138.
Не утаися кость моя от тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли
Великий Давид, в псалме открывая причину прародителева преступления и умоляя Владыку милостиво простить оное, как изобразил Божие ведение, от которого ничто не укрыто, так выразил и благопризнательность Адама по падении, сказав: не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси втайне. То есть, не скрылось от Тебя поползновение жены моей, которую создал Ты втайне из кости моей, усыпив меня глубоким сном; напротив того, ведомо было сокровенное наше Тебе, сотворившему ее втайне.
Письма. Книга I.
«Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли». Все, касающееся меня, говорит Пророк, в точности знаешь Ты; потому что Ты образовал меня, скрывавшагося еще в матернем чреве, и как бы находившагося в крайней части земли извел на свет. Акила перевел сие так: не сокрылись от Тебя кости мои, с которыми сотворен я, и в тайне испещрен, как в преисподней земли. Ничто не может укрыться от Тебя, образующаго естество человеческое в той сокровенной таибнице, где бытотворится всякое естество.
Нe утаися кость моя от Тебе, юже сотворил ecи втайне.
Тебе, продолжает, Господи, известно и самое строение костей моих, покрытых от Тебя, при произведении их, плотью, чтобы не были видны. Или можно понимать и иначе. Кость мужа есть жена, как бывшая одним из ребр Адама. И так, жена, говорит, которую Ты, Господи, взял из ребра Адама втайне, т. е. по наведению на Адама исступления, сия, говорю, жена не утаилась от Тебя во время вкушения плода с древа познания в раю, по изъяснению Исидора Пилусиотского.
Исидор говорит: Что Давид произнес сиe от лица Адама: не утаилась кость моя от Тебя, т. е. не скрылось от Тебя падение жены моей, которую Ты сотворил втайне из костей моих, усыпив меня глубоким сном. Заметь при сем, что сии слова Давида имеют сходство с словами Екклесиаста: Как кости во чреве носящей (в нем) младенца, так не уразумеет дел Божиих всех, какие Он сотворит (Екк. 11, 6). Посему и Акила перевел: не сокрылись кости мои от Тебя, сотворенные Тобою втайне, что, по изъяснению Феодорита, значить следующее: ничто, говорит, не может утаиться от Тебя, устроившего человеческое естество в тайной художественной храмине природы.
И состав мой в преисподних (местах) земли.
Тебе, говорит, Господи, известно существо тела моего, скрывающееся в глубине земли и опять разрушающееся по смерти, т. е. Ты, Господи, видишь меня и тогда, когда сгущаюсь и составляюсь в ложеснах матери моей, а равно когда разрешаюсь во гробе и во чреве земли. Или можно понимать и иначе, что Тебе, Господи, известно составление и устроение мое, исткавшееся и образовавшееся во внутренностях матернего чрева, как в дальнейших и тайных местах земли.
Я составился, или, по другому толковнику, образовался, как бы в преисподних местах земли. К чему могут быть приложены и следующие слова Златословесного: Все говорят одно и то же, что, создав меня тщательно, Ты знаешь меня в точности, знаешь и каждый член и возраст; почему и Христос говорил: у вас же и волосы на голове все сочтены. Другой (то есть Никита) говорит, что те, которые занимались рассматриванием природы животных, говорят, что непостижимо изменение крови в кости, хотя бы прочие плоти и нервы какого бы ни были рода, каким бы то ни было образом и были понимаемы. Но Тебе (только), говорит, состав костей моих известен.
Не утаися кость моя от тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли.
См. Толкование на Пс. 138:13