Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву
Не сказал просто: научи меня воле Твоей, но: «творить волю Твою», т.е. руководи к самим делам, – потому что необходима высшая помощь и высшее наставление, чтобы идти путем, ведущим к добродетели, впрочем не так, чтобы мы могли бездействовать, но чтобы и сами привносили должное с нашей стороны. «Ибо Ты – Бог мой». Видишь ли, как духовны его прошения? Он возносит прошение не о богатстве, власти и славе, но об исполнении воли Божией: это – сокровище всех благ, неиссякаемое богатство, начало и корень, средина и конец благоденствия. «Дух Твой благий поведет меня в землю правды». Видишь ли, как он внушает нам, как научает нас совершать путь Духом Святым? Потому и Павел говорит: «нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10). «В землю правды». В буквальном смысле он говорит здесь о своем отечестве; а в переносном – о пути, ведущем к добродетели. Другой переводчик (Акила) говорит: «по земле ровной» (ὸιὰ γης όμαλης). Действительно, нет ничего ровнее добродетели, свободной от шума и смятения.
Беседы на псалмы. На псалом 142.
Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву
«Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». Умоляю и о том, чтобы не только знать мне, чтó угодно Тебе, но и делать Тебе угодное. Ибо знаю, что Ты мой Бог и Владыка.
«Дух Твой благий наставит мя на землю праву». И отсюда познаем достоинство Духа. Как Бог благ, так и Дух именуется благим. Как умоляет Бога Пророк быть его руководителем, так молит о том, чтобы воспользоваться и руководительством Духа, и ничего не находить для себя трудным и неудобным, но идти путем прямым, гладким и неуклонным.
Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву
См. Толкование на Пс. 142:9
Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву
Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих
См. Толкование на Пс. 142:8
Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву
Продолжая свою молитву, Давид не только просит указания в том, как ему поступить в тяжких обстоятельствах, но и умоляет Господа Бога научить его исполнять волю Божию. Ему, как пророку Божию, известна была «воля Божия благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), и потому он умоляет: Научи мя творити, т.е. исполнять, волю Твою, потому что, по замечанию св. Иоанна Златоуста, «блажен и счастлив не тот только, кто знает волю Божию, но тот, кто исполняет ее, так как знать волю Божию легко, а исполнять ее трудно» [7, с. 1113]. А блж. Феодорит в таких словах выразил молитву пророка: «Молю Тебя и о том, чтобы мне не только знать, что Тебе угодно, но и делать угодное Тебе, Поелику я знаю, что Ты Бог мой и Владыка» [7, с. 1113].
Далее, называя Бога Духом Святым, пророк говорит: Дух Твой благий наставит мя на землю праву, – а «правая земля» есть не что иное, как прямой и ровный путь, или, что то же – добродетельная и благочестивая жизнь, ведущая людей прямо ко спасению; это путь жизни ровный, свободный от преткновений и стремнин, каковыми являются грехи человека и его страстные привычки. Теперь, среди бедствий и страданий Давид яснее и глубже, чем когда-либо, сознавал, что исполнение воли Божией есть источник его благополучия и счастия. Исполнение воли Божией, по словам св. Иоанна Златоуста, есть «сокровище всех благ, неиссякаемое богатство, начало и корень, средина и конец благоденствия». Посему пророк и молит Господа, чтобы Дух Его благий вел его на землю правды, был его руководителем и наставником в добре, потому что третьему лицу Святой Троицы – Духу Святому – принадлежит просвещение людей светом истины и укрепление их в делании добра, в исполнении ими требований воли Божественной. Оттого Дух Святой в Священном Писании называется «Духом истины, наставляющим на всякую истину» (Ин. 14:26, 16:13); о Нем говорится, что Он «подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8:26); раздает верующим различные дарования (1 Кор. 12:4–11); созидает их «в жилище» Господа (Еф. 2:22); обновляет и освящает их существо (Тит. 3:5; 1 Кор. 6:11). Поэтому же и Св. Церковь в известной всем и ежедневно повторяемой молитве («Царю Небесный» – Ред.) называет Духа Святого Духом истины, все исполняющим, или содействующим всему достигать предназначенного Богом совершенства, «сокровищем благих», или источником всякого добра, «подателем жизни», и учит нас, что, вселясь в людях, он очищает их от всякой скверны и спасает.
Объяснение священной книги псалмов.