И будет в день он, защитит Господь живущих во Иерусалиме: и будет немощный в них в той день яко дом Давидов, а дом Давидов, яко дом Божий, якоже ангел Господень пред ними
«Оружием благоволения венчал нас» Бог и Отец (Пс.5:13), ибо дал нам собственного Сына, защитника и оборонителя, чрез которого мы и спасены, благополучно выходя из всякого испытания и препобеждая обыкновенно нападение врагов и свирепость преследующих. Но и в предложенном месте разумеется нечто подобное, хотя слова эти и могут показаться осененными большою неясностью. Бог всяческих, сказал, «защитит живущих в Иерусалиме», но не живущих около него, причем, под Иерусалимом, бесспорно, разумеется здесь Церковь Христова. Живет около нее тот, кто не имеет большой твердости, но как бы колеблется и бывает весьма удобопреклонен к неправому, или же иначе как беспечен в любомудрии. Напротив, в Иерусалиме живет тот, кто тверд, устойчив в любви ко Христу и всегда предан пользе божественных учений, так что может говорить устами Давида: «коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс.118:103). Итак, «защитит, говорит, живущих (в Иерусалиме), и будет немощный в них в той день яко дом Давидов». Домом Давида названы здесь, полагаем, почетнейшие у Иудеев, так как происшедшие из колена Иудова от Иессея и Давида некогда царствовали в Иерусалиме. А немощным из живущих во святом городе, духовном Иерусалиме, который есть Церковь, называет, кажется, того, кто только еще оглашен, но еще не крещен, – каковой еще как бы болеет, обремененный тяжестью греха, и не освобожден от исконных недугов или страстей. Но и находящийся в таком состоянии, поелику все-таки уверовал и отступил от подзаконной сени и всецело склонился к решению исполнять требования духовного благоповедения и достославной жизни во Христе, – «будет, говорит, яко дом Давидов», то есть по разуму ни в чем не хуже мудрого и почетнейшего и у Иудеев. На нечто подобное указывает и премудрейший Павел, обращаясь с речью к народу Иудейскому и говоря так: «егда бо языцы не имуще закона, естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон, иже являют дело законное написано в сердцах своих» (Рим.2:14–15), и опять: «обрезание бо пользует, аще закон твориши: аще же закона преступник еси, обрезание твое необрезание бысть. Аще убо необрезание оправдание закона сохранит, не необрезание ли его во обрезание вменится; и осудит еже от естества необрезание, закон совершающее, – иже писанием и обрезанием – преступник закона. Не бо иже яве, иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне иудей, и обрезание сердца духом, не писанием: ему же похвала не от человек, но от Бога» (Рим.2:25–29). И в самом деле, разве он не выше и по добродетели не превосходнее законников и почетнейших у Иудеев, хотя, как некрещенный еще, и может иметь остаток немощи? Здоровою частью своего сердца, то есть верою, он, конечно, должен отличаться от неприемлющего веру. Если же кто-либо из принадлежащих к дому Давида, то есть из знатных и почетнейших у них, приимет веру и преуспеет в разумении тайны Христовой, такой удостоится почитания и будет как «дом Божий и якоже ангел Господень пред ними». Нечто подобное высказывает и Сам Спаситель в словах, что «всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф.13:52). Уже имеющий собранное в себе, как в сокровищнице, знание закона, если присоединит евангельское, будет богат разумением, как бы из кладовых предлагая любознательным новые и древние научения. Таков был божественный Павел, то старавшийся утвердить слово о Христе доказательствами от закона, то тайноводствами, превышающими закон, некоторым образом возбуждавший слушателей к желанию хвалиться верою в Него. Так, в одном случае он говорил: «глаголите ми, иже под законом хощете быти, закона ли не слушаете? Писано бо есть, яко Авраам два сына име: единаго от рабы, а другаго от свободныя по обетованию; яже суть иносказаема: сия бо еста два завета: един убо от горы Синайския, в работу рождаяй, иже есть Агарь: Агарь бо Сина гора есть во Аравии, прилагается же нынешнему Иерусалиму, работает же с чады своими. А вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем нам» (Гал.4:21–26). А в другом – и о Сыне: «иже сый сияние славы и образ Ипостаси его, нося же всяческая глаголом силы своея, собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких» (Евр.1:3). Итак, разумеваешь… что как древними, так вместе и новыми научениями приносит пользу душам руководимых. Посему говорит: «будет дом Давидов, якоже ангел Господень пред ними».
Толкование на пророка Захарию.
И будет в день онь, защитит Господь живущих в Иерусалиме, и будут немощный в них яко Давид. Сила Божия будет осенять и избавлять их, почему немощный и слабый, в день брани, соделается подобным Давиду, поразившему Голиафа. А дом Давидов яко Бог, то есть потомки Давидовы, вспомоществуемые Богом, уподобятся Богу, изведшему Иудеев из Египта. Якоже ангел Господень, который пред ними поразил Хананеев. В смысле таинственном немощный означает у Пророка Церковь, сей духовный Иерусалим, или означает того, кто есть мний в обществе верующих, и о ком Господь наш говорит, что он болий есть Иоанна Крестителя (Мф. 11:11); здесь же приточно называется Давидом. Дом Давидов изображает предстоятелей Церкви нашей - Апостолов,. которым даны престолы в сонме праведников, чтобы восседать на сих престолах и, подобно Богу, судить двенадцать колен Израилевых. В другом же смысле сими образами представляется высокое достоинство плоти человеческой, какого достигнет она в тот день, когда возвысится до духовного естества. А мысленный дом Давидов есть душа, которая некогда приобретет такое благолепие, что соделается подобною Богу. Все сие, если разуметь о том, кто есть мний в Церкви, и об Апостолах, исполнилось во время евангельской проповеди; а по другому разумению исполнение сего будет в день воскресения.
В тот день Господь будет покровительствовать жителям Иерусалима и будет споткнувшийся между ними, как Давид и дом Давида, как [дом] Божий, как ангел Господа пред лицем их
После одержанной Иудой победы и после восстановления Господом шатров в их первоначальное состояние, чтобы царский дом уже нисколько не величался пред народом, в день тот в то время Господь, – с помощью которого Иуда направо и налево будет пожирать врагов, – будет покровительствовать осажденным в Иерусалиме, и все изменится в такое благополучие и радость, что считавшийся самым низким, будет как царский дом, а тот, кто был из дома царского, будет как бы из дома Божия, т. е. как бы ангельского чина, вестник Господа перед лицом тех, которые в то время будут снова спасены. В переносном смысле это значит: Господь будет покровительствовать находящимся в Церкви, когда наступить мир после жесточайшего гонения, когда [Церковь-Иерусалим] украсится тем, что выражается в значении его имени: ведь Иерусалим значит: видение мира. И воинствовавшие во имя церкви и исповедавшие Господа во время гонения будут столь блаженны, что казавшийся меньшим и как человек обнаруживший слабость в каком либо грехе или славе будет поставлен в ряду учителей; а учители, сохранившие свое достоинство, будут как бы дом Божий, и как бы ангел Господень, ибо мы, назначенные жить на земле и различно труждающиеся в поте лица своего, работаем всячески для того, чтобы преобразоваться для получения ангельских почестей.
Толкование на пророка Захарию.
Ст. 8-9 В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними. И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим
Поддерживаемые божественною силою, даже слабые из иудеев будут сильны, как Давид, славный герой и победитель; а дом Давидов будет проявлять сверхъестественное мужество, обнаруживать сверхчеловеческую силу. Тогда то все народы, восстающие на Иерусалим, будут осуждены на истребление.