Это старая версия документа.
В день он будет еже во узде коня, свято Господу Вседержителю: и будут коноби в дому Господни яко чаши пред лицем олтаря
В день он будет еже во узде коня свято Господу Вседержителю. Так как уже утихла всякая война, прекращено сражение, враги прогнаны и непрестанный наконец мир венчает святой город, то есть Церковь, то и военные, говорит, снаряды окажутся праздными, как бляхи и украшения на уздах (коней). В чем таком будет иметь нужду всадник, отличающийся в сражении, если совсем нет ни одного сопротивника? Итак, священными, говорит, будут сосудами и посвящением Богу военные доспехи. Так как Он есть Управитель мира, то Ему справедливо и посвящаются уже излишние и бездейственные военные снаряды. Так и блаженный пророк Исаия сказал о неких, что «раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися» (Ис.2:4), когда времена мира как бы убеждают их отдать военные доспехи на нужды земледелия и перейти к другим мирным занятиям, бросив военные упражнения. Так и божественный Захария говорит, что, когда наконец дан будет Богом непрестанный мир, то снаряды, нужные для ратников, преобразуются в посвящение Богу, ибо совсем упразднится войско и не будет заботы ни о конях, ни об уздах или бляхах на них, но напротив – все склонятся к желанию отличаться в занятиях добродетелью и богопочитанием.
Но некоторые думают, что значение пророчества можно определить другим образом. Говорят, что некогда обретено древо креста, имевшее еще вбитые гвозди, из коих, взяв один, благочестивый Константин прикрепил к узде своего коня, будучи уверен, что чрез это он получит благословение от Бога. Не невероятным можно назвать, если это так было, и не лишенным должного основания можно справедливо признать то, что благочестивейший царь был в памяти у Бога и почтен пророческим предсказанием. Ведь слово святых пророков сделало же некогда упоминание и предсказание о весьма многих, как конечно и об Иосии и о некоторых других. А иногда и спокойствие и благочестие времен обозначает чрез тогдашних властителей. Ничего поэтому нет несообразного, если и теперь пророк Захария упоминает о достопамятном событии, и о боголюбивом, истинном и благочестивом царе, и о временах, посвященных любви ко Христу; ибо украшение царских коней гвоздем, взятым от честного креста, на что другое может указывать нам, как не на величайшее и истинно достославнейшее благочестие властителей?
И будут коноби в дому Господни яко чашы пред лицем алтаря. Конобы (котлы) были во святой скинии и в устроенном потом храме, в коих (котлах) варилось мясо жертв, которое священники потребляли в святом месте, что совершать закон повелевал для того, чтобы святыня не выносилась из священных мест. Поелику же, с прекращением оных древних обрядов, таинства у нас перешли к другому образу богослужения, и мы чрез веру научены чтить Бога всяческих уже не овцезакланием и курениями, а напротив – жертвами бескровными, духовно священнодействуя в церквах и Самого Спасителя всех Христа: то и вместо конобов употребляем другие священные сосуды, кои и называет здесь пророк чашами. А эти сосуды преимущественно употребляются пьющими, откуда мудрый слушатель без сомнения поймет значение обозначаемого, хотя бы наша речь о сем и была несколько темнее, чем должно, потому что повествование о сокровенном должно быть сокращено. Итак, тогда были конобы, ныне же «чашы пред лицем алтаря».
Толкование на пророка Захарию.
В день он будет еже во узде коня, свято Господу: будет не война и раздражение, но святыня и мир. О сем предвозвещал Исаия говоря: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и невозмет язык на язык меча (Ис. 2:4). Так, оба Пророка провидели пришествие Господа нашего. Конем именует Пророк, в смысле духовном, всякого раба Христова; уздою – божественные заповеди, которые, обуздывая сердца верующих, не дают им устремляться ко греху, как и узда удерживает коня и подчиняет его воле господина, то есть всадника.
Ст. 20-21 В то время даже на конских уборах будет начертано: «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день
Наступление времени всеобщего освящения
В заключение, пророк кратко изображает то время, когда исчезнет различие между священным и не священным, когда наступит время всеобщего освящения и полное уничтожение всего нечистого. Тогда на таких предметах, как конские уборы, можно будет начертать то же, что на первосвященнической повязке: святыня Господу (Исх XXVIII:36). Котлы при доме Господнем, в которых варилось жертвенное мясо, будут не менее священны, чем жертвенные чаши пред алтарем; и не только храмовые сосуды, имевшие различное назначение и различную степень святости, не будут более различаемы, но и вообще вся домашняя утварь в Иерусалиме и во всей Иудее сделается священною, и ее позволительно будет употреблять при совершении священных обрядов. Таким образом, в ст. 20-21 изображается отмена левитского служения, которое все основано на различении между священным и не священным. Пророк Захария изображает здесь то время, когда точные предписания закона Моисеева о священном и не священном и о различных степенях святости, усвояемых предметам храмовой утвари, потеряют свое значение; когда наступит пора всеобщего освящения (Руж., Keil. 656-657). Вместе с тем, к дому Господа будет загражден доступ упорствующим в язычестве или верующим только на словах, а по существу не отличающимся от хананеев. По св. Кириллу, «не будет хананея, т. е. иноплеменника и идолослужителя» (с. 232); по Феодориту, «не будет тот, кто мыслит по-хананейски, живет в нечестии, поступает беззаконно» (с. 127). – Первую половину ст. 20 гл. XIV св. Ефрем Сирин кратко изъясняет так: «будет не война и раздражение, но святыня и мир» и сопоставляет это пророчество с Ис II:4 (с. 264, ср. Кир. 227). Этого понимания держатся и новейшие западные комментаторы. По выражению Велльгаузена, «кони – предмет досады для пророков» (цит. соч с. 203), но настанет время, когда они не будут более служить военным целям, а будут посвящаемы на служение Богу (Marti 455). - Некоторые из отцов исполнение пророчества Зах XIV:20а относят к определенному историческому факту из жизни Константина Великого. Григорий Турский, сообщая о судьбе гвоздей, найденных св. Еленою при кресте Спасителя, говорит относительно тех двух, которые были употреблены на устроение узды императорского коня: «небезызвестно, что о них предсказал Захария пророк, говоря: будет святынею Господнею то, что влагается в уста коня (Erit, quod in os equi ponitur, Sanctum Domini, – S. Georgii Florentii Gregorii Turoneusis episcopi opera omnia, ed. Migne, Patrol. 1. LXXI. Paris, 1849. Libri miraculorum, lib. I, cap. VI, col. 7:10; здесь же col. 7:10, g см. ссылку на других отцов). И по толкованию св. Кирилла, «ничего… нет несообразного, если… пророк Захария упоминает о достопамятном событии, и о боголюбивом, истинном и благочестивом царе, и о временах, посвященных любви ко Христу; ибо украшение царских коней гвоздем, взятым от честного Креста, на что другое может указывать нам, как не на величайшее и истинно достославнейшее благочестие властителей?» (с 228). Блаж. Иероним, наоборот, подобное истолкование пророчества, хотя и приписывает влиянию благочестивого чувства, но называет смешным, предоставляя «благоразумию читателя принять или не принять» его (с. 193, ср. Luth. 360).