[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 1:2 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам** До воплощения Бога жизнь как бы не существовала на земле. И сколько она ни существовала, это было искажение жизни, ее подмена и подделка, иными словами, псевдожизнь, лжежизнь. Ведь что это за жизнь, в которой существует только смерть, которая заканчивается только ею. Это постоянное и периодическое мучение, не останавливающееся приближение к смерти. Только одна жизнь достойна своего названия — та, которая не прекращается, которая не умирает, но господствует над смертью и через воскресение возводит к вечности. В действительности, жизнь одна, вечная жизнь. И эта жизнь впервые появилась в этом человеческом мире с Богом Словом, с Богочеловеком Христом. Поэтому и святой Иоанн Богослов говорит: **И живот** (т. е. жизнь) **явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам.** Жизнь и вечная жизнь – это синонимы. Нет жизни без вечной жизни. С Богочеловеком Христом **живот явися** в наш мир, в мир смерти и псевдожизни. В Богочеловеке **видехом** правую жизнь, только вечная жизнь является единственной правой жизнью. Это очевидно только в Богочеловеке Господе. Весь Богочеловек и все Его является дыханием и сиянием вечной жизни. Не существует Его мысли, которая бы не брала начало из вечной жизни и не завершалась бы в Нем, “в вечной жизни”. Также каждое Его чувство, слово и дело вытекает из вечной жизни. В Богочеловеке Господе существует постоянное присутствие вечного. И волны вечной жизни захлестывают нас со всем, что есть в Нем. Хочешь увидеть, как жить вечно во времени? Проси Иисуса. Только в Богочеловеке Иисусе содержится все, относящееся к вечной жизни. //Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе// [[new:in:05:26|(Ин. 5:26)]]. Это самое очевидное доказательство и свидетельство. Все это с бесконечной точностью показано в стихе **и живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам.** До пришествия Богочеловека смерть была в нас и вокруг нас, и люди не знали, ни что есть вечная жизнь, ни как достигнуть вечной жизни. Но Он не оставил нас одних, но пришел и явился среди нас. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** Какая величайшая степень достоверности! Как не верить рассказу апостола о том, что он сам видел, слышал и осязал! Здесь и для всякого плотского человека достаточное уверение в истине. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** Итак, сама Жизнь явилась в плоти, поскольку в этом явлении то, что может распознать только сердце, обнаруживается также и для глаз — чтобы исцелять сердца. //**Трактат на 1-е послание Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** См. Толкование на [[new:1in:01:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 1:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** Он имеет в виду ту жизнь, о которой говорится в Евангелии: //Я есмь воскресение и жизнь// [[new:in:11:25|(Ин 11:25)]], которая была явлена Божественными чудесами во плоти; и присутствовавшие ученики, когда Он совершал знамения, увидели то, о чем с несомненной истинностью свидетельствовали потомкам. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** Есть различие между **"видеть"** и //"смотреть"//. Следует сказать: то, что видит кто-то, то может сообщить другому, тогда как при рассматривании вообще это сделать невозможно. Ведь многое, что познается только рассматриванием, не может быть обозначено голосом, в то время как оно постигается невыразимым познанием и является путем указания смертного голоса: ведь не позволено человеку говорить об этом — это невозможно. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Андрей Монах ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** Это было сказано по причине предельного единения Логоса с плотью. Или же автор говорит это по причине воскресения Христа, как оно чрез Фому было явлено всем апостолам. Ведь Он воскресил ту плоть, которую они (т. е. иудеи) пригвоздили ко кресту. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** **Ибо жизнь явилась** и проч.: это вводное предложение, для объяснения сказанного слова о //Слове жизни//, которое видели и слышали апостолы и ученики Христовы. Как могло быть, что они //слышали, и видели, и рассматривали, и осязали// невидимого, неосязаемого, непостижимого и вечного Бога, Слово Божие, Духа всесовершенного? Ибо **жизнь явилась**, говорит апостол: //Слово стало плотию и обитало между нами, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]], и потому мы //слышали и видели и рассматривали и осязали//, так как Бог — Слово, как жизнь самосущая, явилось во плоти и обитало и пребывало между людьми (см. прим. к [[new:in:01:04#ep_mixail_luzin|Ин. 1:4]]). — **И свидетельствуем**: так несомненно и неоспоримо видев воплотившееся //Слово//, Господа Иисуса Христа, **мы** твердо и несомненно **свидетельствуем** о Нем, **свидетельствуем** словом и делом, **свидетельствуем и возвещаем** о Нем как Сыне Божием, Подателе всякой жизни и Спасителе людей, **свидетельствуем и возвещаем**, так как мы получили Божественное повеление свидетельствовать и возвещать о сей вечной Жизни, Господе Иисусе Христе [[new:act:01:08|(Деян. 1:8;]] [[new:act:10:41|Деян. 10:41;]] [[new:lk:24:47|Лк. 24:47—48)]]. — **Которая была у Отца и явилась нам**: от вечности пребывая в недре Отчем, //Слово жизни//, вечная Жизнь и источник всякой жизни, явилась нам, когда безначальное //Слово стало плотию// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]], восприняло наше человеческое естество. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** Это объяснение предыдущих слов. Иоанн показывает, как могло быть то, что они, Апостолы, слышали, видели и осязали невидимого, неосязаемого, вечного и непостижимого Бога, всесовершенного Духа. **Ибо жизнь явилась**, говорит Апостол, или, как в Евангелии сказано, //И Слово стало плотию, и обитало с нами// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]], и мы видели Сына Божия, как истинного человека, видели, как Он ходил и уставал от пути, беседовал с людьми, ел, пил, радовался и скорбел, как человек; пострадал и умер на кресте, как человек; но в то же время мы видели Его Божеское величие, слушали Его небесное учение, были свидетелями великих чудес, которые совершал Он словом, прикосновением или одним мановением Своей воли, слышали свидетельство о Нем Бога Отца, видели славу Его на Фаворе, и еще более, когда Он воскрес из мертвых, возносился на небо и ниспослал нам от Отца Всесвятого Духа Утешителя, //и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца// [[new:in:01:14|(Ин.1:14)]]. **И мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам**. То есть так ясно, так осязаемо, так несомненно и неоспоримо видев Иисуса Христа, как истинного человека и как Единородного Сына Божия, источника и подателя жизни, который от вечности был в недре Отчем и в предопределённое время явился нам во плоти, и жил между нами, – мы твердо и неизменно свидетельствуем о Нем, свидетельствуем, подвергаясь всем трудностям, скорбям, страданиям и смерти, свидетельствуем и возвещаем о Нем, как Сыне Божием, подателе истинной жизни, как едином Спасителе человеков. **Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам**. **Была у Отца** от начала, или от вечности, пребывая в недре Отчем; **и явилась нам**, когда безначальное //Слово стало плотью// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]. Так говоря, св. Иоанн ясно показывает различие лиц Бога Отца и Бога Сына: Сын **был у Отца** и **явился нам**, то есть восприняв наше человечество. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам** См. Толкование на [[new:1in:01:01#lopuxin_ap|1 Ин. 1:1]] [<10>]