[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:13 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца** См. Толкование на [[new:1in:02:12#svt_kliment_aleksandrijskij|1 Ин. 2:12]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 13-14 **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого** Юношами названы здесь христиане, обновленные Божественною благодатью. Когда служитель Христов окажет должное мужество и постоянство в борьбе с духами злобы, тогда нисходит в душу его Божественная благодать и дарует победу, тогда //обновляется яко орля юность его// [[old:ps:102:05|(Пс. 102.5)]], та нестареющая юность, которою он украшен был Создателем при создании, которую заменил неисцельною ветхостью при произвольном падении. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== Ст. 13-14 **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого** Вы должны также знать, что как тело, доколе находится в нем душа, проходит три состояния: отроческое, мужеское и старческое, — так и душа, находясь в теле, преемственно имеет три же состояния — то есть состояние веры рожающейся, усовершающейся и усовершившейся. Когда в душе начинается вера, тогда человек духовно рождается, как говорится о сем в Евангелии. Апостол Иоанн, чтобы показать нам все три состояния души, — то есть состояния веры рождающейся, укрепляющейся и укрепившейся, — так говорит в послании своем: **пишу вам, юноши... пишу вам, дети... писах вам, отцы**. Сие послание он писал к верующим, которые были троякого состояния и которые имели нужду в словесном млеке и стремились к совершенству, чтобы получить благодать от Бога. И пророк Давид знал, что душа здесь на земле имеет различные степени совершенства. Будучи уже в преклонных летах, он еще не хотел разрешиться от тела, потому что еще не достиг духовного совершеннолетия. //Не возведи мене//, так молился он Господу, //в преполовение дней моих// [[old:ps:101:25|(Пс. 101, 25)]]. Он опасался, чтобы Господь не взял его к Себе, не потому, чтобы дни земной его жизни были еще немногочисленны, но потому, что дни духовной жизни еще не исполнились. Словами //в преполовение дней моих// он показывает опасение свое, чтобы душа его не была взята у него прежде исполнения духовных дней ее и чтобы смерть не постигла его, когда он еще не достиг совершенства. Об Аврааме сказано, что он состарился и был исполнен духовных дней (см.: [[old:gen:25:08|Быт. 25, 8]]). Подобным образом и все новозаветные святые умерщвляли и порабощали тело свое и, достигши старости, достигли вместе и совершенства в благочестии. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юношы, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца** Посредством оставления грехов Господь дает силу человеку, чтобы он воевал против них до полной победы, чтобы господствовал над ними. И, победив грехи, человек побеждает одновременно и их творца, которым является дьявол. В нашем человеческом мире грех представляется как некая безличная сила и как зло. Человеку нужно приняться за борьбу, чтобы найти, почему грех является страшной силой. А он страшен потому, что под грехом таится нечто более сильное, чем сам грех. И если человек внимательно исследует, где корень греха, то он найдет его в дьяволе. И, таким образом, причиной всякого зла является “лукавый”, “нечистый”, “противник”. И кто хоть однажды боролся со своими грехами, тот знает очень хорошо, что он не может их одолеть без помощи Единого Безгрешного. Кто борется против многих грехов, борется и против творца их, защитника их и оправдателя – дьявола. Только со Христом человек является всесильным в борьбе против греха и дьявола. Тут действует апостольское //вся могу о Укрепляющем мя Иисусе Христе// [[new:fil:04:13|(Филип. 4:13)]]. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: **Пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юношы, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца.** //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-14 **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого** //Дети// - те, кои погрешают по незрелости и неосновательности детской, почему апостол и говорит им: вы удостоились прощения, когда вам довелось познать, что //благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его// [[old:ps:144:09|(Псал. 144:9).]] **Отцы** - те, кои с преспеянием в возрасте получили познание Сущего от начала. **Юноши** - те, которые по своей зрелости искусно могут и готовы носить знаки победы над неприятелями. **Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.** Эти самые имена от возраста апостол выше приноровил к нравственному учению, а теперь повторяет от расположения, не прерывая своего наставления. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Экумений ===== **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца** См. Толкование на [[new:1in:02:12#ehkumenij|1 Ин. 2:12]] ===== Беда Достопочтенный ===== **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца** См. Толкование на [[new:1in:02:12#beda_dostopochtennyj|1 Ин. 2:12]] ===== Андрей Монах ===== **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца** См. Толкование на [[new:1in:02:12#andrej_monax|1 Ин. 2:12]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца** **Отцы, вы познали Сущего от начала**: отцы — это те, которых святой апостол Павел называет мужами, достигшими полного возраста Христова [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]], которые достигли высокой степени совершенства и истины. Им приписывается познание Сущего от начала, или Безначального, то есть познание самой высшей тайны спасения, познание Иисуса Христа, как Безначального, как вечного Слова жизни [[new:in:01:01|(Ин. 1:1—2)]]. И это познание Безначального должно служить сильнейшим побуждением для них предпочитать любовь к Безначальному всякой привязанности к миру и его тленным благам, а любить Бога и Христа, соблюдая заповеди о любви к ним и ближним. — Для сильных — сильное, для мужей — мужественное, для отцов — пример юношам и отрокам. — //Юноши, вы победили лукавого//: злого, или, точнее, виновника всего зла, что есть в мире и противодействует всему доброму, исконного врага Бога и человеков — диавола. Юношеский возраст, как естественный, так и духовный, прекрасен по своим свойствам и качествам, — возраст силы, свежести, гибкости, но и возраст страстности и неопытности. Он подвержен сильному влиянию сердечных возмущений и страстей и при этом не имеет полной опытности, и лукавый лукаво пользуется этими качествами его, чтобы осилить его и отклонить от надлежащего пути истины. Но сильные силою Христовою и одушевленные христианским духом, юноши преодолевают все соблазны мира и победили лукавого, быв при живости и восприимчивости постоянными в любви к Богу и соблюдении заповедей Его. — //Отроки, вы познали Отца//: отроческий возраст по степени ниже юношеского и граничит с детским, или младенческим, как по естественному развитию, так и по духовному совершенству. Детям приписывается общее — прощение грехов, как новорожденным младенцам в крещении, отрокам тоже общее — познание Отца. Они еще не проникли в тайну искупления, или спасения, не познали еще Сына, хотя веровали в Него, а познали только Отца. Так и в естественном возрасте бывает, что при первом раскрытии смысла дети прежде всего познают своих родителей, и для них достаточно бывает того, чтобы питать преимущественную любовь к родителям. То же и в возрасте отроческом духовном. Познанием Отца Небесного питается их смысл и любовь, и эта любовь выше для них всякой иной любви, и в этом смысле апостол говорит, что они познали Отца, отроческой любовию уразумели и познали Его. Таким образом, всем духовным степеням, или возрастам, предлагается высокое наставление о любви к Богу и ближним и нелюбви к миру; и детям, или младенцам, и отрокам, и юношам, и мужам, или отцам. Нет только наставления, или побуждения, старческому возрасту, может быть потому, что старость предполагает возможно высшую для человека степень духовного совершенства, так что она и не требует и не нуждается в особых побуждениях; она должна сама учить и детей, и отроков, и юношей, и мужей. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца** Обращает Апостол свое слово к отцам, юношам, детям или отрокам. И для каждого возраста указывает особое побуждение к тому, чтобы любить Бога и не любить мира. Под возрастами **отцев**, **юношей**, **детей** или **отроков** надобно разуметь более степени духовных совершенств, чем возрасты естественные, хотя нельзя исключать и последних, потому что нередко один возраст соединяется с другим, т. е. духовный с естественным. Называет по возрастам не для того, чтобы положить строгое разделение между ними по их свойствам или достоинствам, но для того, чтобы сильнее подействовать на внимание, c помощью особого обращения к называемым лицам. **Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала**. Обращается к отцам, как старшим, как опытнейшим в духовной жизни, которые должны служить добрым примером для юношей и детей. Им приписывает совершеннейшее познание **Сущего от начала**, или Первоначального, т. е. познание Иисуса Христа, познание того, что Иисус Христос был //в начале// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]], и есть вечен, Творец и Правитель неба и земли, Спаситель человеков, единородный Сын Божий, истинный Бог. Такое ведение должно служить сильным побуждением – любовь к вечному Богу предпочитать всякой привязанности к тленным и скоропреходящим благам мира. **Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого**. Юношеский возраст особенно подвержен влиянию сердечных возмущений и страстей, которыми враг спасения человеческого пользуется как средствами к порабощению себе подвижников Христовых. Но юноши в духовной жизни, пользуясь крепостью сил, как воины Христовы, мужественно преодолев преграды, победили врага. А как юношеский возраст предполагает еще неполное знание, неполную опытность и твердость в действиях: то приобретенная победа над врагом – диаволом – тем более должна побуждать и одушевлять их к приобретению высших добродетелей, т. е. чтобы быть постоянными в любви к Богу и соблюдении Его заповедей, и мужественными в преодолении соблазнов мира. **Лукавым** по преимуществу называется диавол, как исконный //лжец и отец лжи// [[new:in:08:44|(Ин. 8:44)]]. **Пишу вам, отроки; потому что вы познали Отца**. Это низшая степень возраста, или нравственного совершенства. Отрокам приписывается познание Отца. В естественном возрасте так бывает, что дети, при первом раскрытии их смысла, прежде всего познают родителей, и этого довольно бывает для того, чтобы детям питать преимущественную любовь к родителям. Так и в духовном значении, познание Отца небесного, как Творца и Промыслителя мира видимого и невидимого, и Спасителя человеков, должно служить достаточным побуждением к тому, чтобы детям любить Его более всего и не любить мира ради Него, чтобы любовью или пристрастием к миру не ослаблять своей любви к всеблагому и всесовершенному Отцу небесному. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца** См. Толкование на [[new:1in:02:12#lopuxin_ap|1 Ин. 2:12]] [<10>]