[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:23 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать** Некоторые (и мало ли таких?), отметаяся Сына, думают, однако же, иметь Отца: некоторые даже (так, по крайней мере, говорят они) для того и отметаются Сына, чтобы иметь Отца. Да ведают же таковые все, что это невозможно, решительно невозможно: **отметаяйся Сына**, по тому самому - **ни Отца имать**!.. Хочется знать: почему так? Потому, что //никтоже знает... Отца... токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти// [[new:mf:11:27|(Мф. 11; 27)]]; но как Он откроет Отца тому, кто отметается Его Самого?.. Потому что //никтоже может прийти ко Отцу, токмо// Сыном [[new:in:06:44|(Ин. 6; 44)]]; но как Сын поведет чрез Себя к Отцу, когда убегают от Него Самого?.. Потому, наконец, что Сын и Отец суть едино! [[new:in:10:30|(Ин. 10; 30)]]. Как же после сего жалка участь тех, кои всю жизнь проводят над тем, чтобы познать Отца без Сына!.. И не подобно ли это тому, как если бы кто усиливался познать солнце без лучей его, гром - без звука, им производимого, ветер - без движения воздуха? **//Заметки.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать** Не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признает Христа Богом, тот нечестивец и безбожник. Знает Бога, знает все тот, кто признает Христа за Бога. И кто сделает это признание, тот верит в Троическое Божество, и Господь Христос как Сын Божий руководит всякого, кто Ему последует, к Небесному Отцу. Кто отрицает Сына, одновременно отрицает и Отца, потому что Отец есть Отец, поскольку имеет Сына. И Господь Христос всей Своей жизнью на земле ясно показывает, что все в Нем Божественно и все его особенности Божественны, Он Весь от Бога Отца и Весь в Нем. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: **Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать.** Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// См. также Толкование на [[new:1in:02:18#prp_iustin_popovich|1 Ин. 2:18]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца** См. Толкование на [[new:1in:02:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 2:20]] ===== Беда Достопочтенный ===== **всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца** Иоанн ищет исповедания сердца, исповедания и словом, и делом, о котором говорил и апостол Павел: //Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым// [[new:1kor:12:03|(1 Кор 12:3)]]. Другими словами, никто не может, если не будет ему дарована благодать Святого Духа, служить Господу Иисусу Христу словом и делом. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Андрей Монах ===== **всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца** И некоторые иные опять-таки, отрицая Сына, притворяются, что знают Отца. Пусть они ведают, что не знают Отца. Ведь если бы они знали Отца, то знали бы, что Он есть Отец Единородного Сына. Апостол применяет это и к иудеям, говорящим, что они знают Отца, но не исповедуют Сына. Прилагает апостол это и к последователям Симона. Ведь и они участвуют в том же самом нечестии. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца** Всякий отвергающий Сына не имеет ни Отца, ни Сына, потому что иначе чем через Сына не идут к Отцу; и кроме как через Отца не идут к Сыну. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца** «(Еретики) отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: **всякий отвергающий Сына не имеет и Отца**. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного» (Феофилакт). Но нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но и исповедание Его, ибо только **исповедующий Сына имеет и Отца**. Исповедовать Сына Божия, или Иисуса Христа, значит не только внутренно веровать в Него, но и словом и делом свидетельствовать, что Он есть истинный Бог, Спаситель всех людей, и действовать и жить сообразно с верою в Него и с учением Его (ср. прим. к [[new:mf:10:32|Мф. 10:32-33;]] [[new:rim:10:09|Рим. 10:9-10;]] [[new:1tim:06:12|1 Тим. 6:12-13]]). Посему **исповедующий Сына имеет в себе и Отца**: Сын и Отец едино (ср. [[new:in:10:30|Ин. 10:30]] и прим.). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца** **Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца**. Кто имеет ложное понятие о Сыне, тот имеет ложное понятие и об Отце. Кто не верует в Сына, тот не верует и в Отца: потому что Отец познается чрез Сына; и в Сыне мы видим Отца. Один единородный Сын – одного нерожденного Бога Отца. Сам единородный Сын Божий на вопрос иудеев: //где Твой Отец?// – отвечал: //вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего// [[new:in:08:19|(Ин. 8:19)]]. Также, когда Филипп спросил: //Господи, покажи нам Отца?// – Иисус сказал ему: //столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?// [[new:in:14:09|(Ин.14:9,]][[new:in:14:10| 10)]]. Отселе понятно, что значат слова: **а исповедующий Сына, имеет и Отца**. Кто истинно познает Сына, тот истинно познает и Отца: ибо, по слову Господа, видевший Сына, видел Отца; истинно верующий в Сына, истинно верует и в Отца, истинно почитающий Сына истинно почитает и Отца; имеющий тесное благодатное общение с Сыном имеет оное и с Отцом, по обетованию Самого Сына Божия, говорящего: //кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца** См. Толкование на [[new:1in:02:22#lopuxin_ap|1 Ин. 2:22]] [<10>]