[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:4 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **всяк творяй грех, и беззаконие творит: и грех есть беззаконие** Грех разграбляет человека, богоданность и боговидность его сущности. Грех есть главная мерзость, все - мерзость и источник всякой мерзости. “Чистый” в действительности чист от греха и его грязи, и в этом состоит святость. Ведь только с Божественными силами, какие приобретает человек от священных таинств и святых добродетелей, ему удается удержать себя вдали от греха. Эта чистота, святая чистота, есть Божественный закон, который дан человеческой сущности. Эта чистота созидается и сохраняется жизнью в добродушии, любви, молитве, правде, кротости, посте, воздержании и в остальных евангельских добродетелях, одним словом, жизнью в святости как в соединении всех добродетелей и Богоданных сил. В противоположности чистоте, святости, как Божественному закону для человеческой сущности, состоит грех, как первое и главное беззаконие. Грех всеми своими силами громко возглашает Богу: не хочу Твоего закона, не хочу знать ни о нем, ни о Тебе. Хочу быть вдали от Тебя и находиться вне всего Твоего. Творя грех, человек преступает все законы Божии и руководится посредством беззакония и от беззакония в анархию, в беспорядок, в хаос. Грех есть беззаконие, восстание против законов Божьих. Закон от Бога, грех от дьявола. Закон Божий – это Евангелие, в то время как беззаконие – это грех. Один закон беззакония – это борьба против закона Божьего, чтобы не существовал закон Божий. В сущности закон – это то, что является Божественным, Евангельским, в то время как беззаконие противоположно ему (закону), противоположно Божественному и Евангельскому. И таков грех и отец его – дьявол, который есть единственный и подлинный беззаконник. Беззаконие среди людей пришло от греха и посредством греха. Каков закон для Одного и Единственного Бога? Святость, любовь, мудрость и остальные совершенства. Таков же закон и для людей, поскольку они – боговидные существа. Один закон и для Бога и для людей – Евангелие. Кто не живет по этому закону, тот беззаконник. Грех есть беззаконие, а добродетель – закон. Поэтому пишет святой Иоанн: **Всяк творяй грех, и беззаконие творит: и грех есть беззаконие**. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-5 **всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха** Подтвердив речь о правде благами от правды, апостол хочет теперь показать то же от противного и что есть в оном, и говорит: **всякий, делающий грех**. Он говорит как бы так: вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех, но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду. Грех даже и неуместен в вас; ибо Христос явился для разрушения греха, и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верой в Него, не остается уже места грешить. Это и означают слова: //всякий, пребывающий в Нем, не согрешает// [[new:1in:03:06|(ст. 6)]]. Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием нарушение положительного закона. То и другое имеют началом одно - отпадение от добра, а другое - преступление положительного закона; но в сущности оба сходятся: грешник уклонился от цели, назначенной по природе и в природе (ибо цель человеческой природы - жить по разуму, далеко устранив неразумие); точно так же и беззаконник, неудержимо стремясь к злу, преступает закон, вложенный в природу. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Экумений ===== **всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие** Вы, усыновленные, творите справедливость и не являйте себя ленивыми в этом деле. Ведь не тот, кто согрешил или согрешит, является беззаконником или грешником, но придерживающийся зла и постоянно его совершающий. Таким же образом и справедливым является тот, который не празден, но деятелен. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие** Никто не говори: одно есть грех, другое - беззаконие; никто не говори: я - грешник, но не беззаконник. **Грех есть беззаконие**. Проще понять смысл этого предложения по-гречески, как оно и было записано. Греческое слово для беззакония - ανομία, что означает практически: против закона или беззаконно содеянное, а закон по-гречески - νόμος. То есть Иоанн говорит, что всякий, делающий грех, делает и беззаконие, по-гречески - ανομία, и грех есть беззаконие. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Иларий Арелатский ===== **всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие** Иоанн объединяет **грех** и **беззаконие**, так как они есть одно. Потому что другие еретики говорили иначе, и что одно является преступлением - это беззаконие, а другое - это природа, а не преступление, а именно - грех разврата. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие** **И всякий, делающий грех**, и проч.: связь речи такая: имеющий надежду, о которой говорит апостол, очищает себя, то есть от греха вообще, или грехов; кто же, напротив, хотя и думает, что имеет таковую надежду, но не заботится очищать себя постоянно от вольных и невольных грехов, а делает в сердце своем, и в помыслах, и в пожеланиях грех, или грехи, тот в то же время и чрез то самое, — знает он или не знает закон Божий, думает или не думает о нем, — делает и беззаконие, преступает закон, или делается преступником закона; и это не может быть иначе, ибо грех, каждый факт греха, каков бы он ни был и мог быть, есть сам по себе беззаконие, незаконное действие, нарушение закона и воли Божией, выраженной в законе, влекущее за собой гнев и наказание Божие. Выражение: **делающий грех** противополагается выражению: не иметь греха [[new:1in:01:08|(1 Ин. 1:8)]]. «Апостол как бы так говорит: вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех, но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду... Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием — нарушение положительного закона. Тот и другое имеют началом один — отпадение от добра, а другое — преступление положительного закона, но в сущности оба же сходятся: грешник уклонился от цели, назначенной по природе и в природе (ибо цель человеческой природы — жить по разуму, далеко устранив неразумие); точно так же и беззаконник, неудержимо стремясь к злу, преступает закон, вложенный в природу» (Феофилакт). По-видимому, свое слово апостол направляет против лжеучения еретиков, обольщающих верующих [[new:1in:02:26|(1 Ин. 2:26)]], которые распространяли превратные правила к ослаблению в верующих нравственного закона и христианских обязанностей и учили, по-видимому, что для усвоения искупления достаточно веры без добрых дел (подобно [[new:iak:02:14|Иак. 2:14]] и далее, ср. прим.). Апостол и внушает верующим: вы должны очищать себя от греха, бояться греха, так как грех есть преступление закона Божия и Христова. Кто не исполняет закона, не делает того, что повелевает учение Христово, или же кто делает то, что воспрещает оно делать, тот преступник закона, подлежит осуждению, как грешник, и не может удостоиться видения Его, обещанного рожденным от Него чадам Божиим. — **Делающий грех**, не только сознательно и упорно творящий грех, но и не удаляющийся от греха, есть преступник закона и воли Божией, и грех ему вменяется как беззаконие. Тем более такой грех, который порабощает себе и волю, и мысли, и чувства человека, как бы лишая его духовной жизни, и о каком говорит Господь, что //делающий грех есть раб греха// [[new:in:08:34|(Ин. 8:34)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие** Святой Иоанн Богослов, показав, как велики преимущества истинно верующих в Иисуса Христа, и какая слава ожидает их в будущей жизни, раскрывает далее, как грех должен быть чужд возрожденным от Бога и ожидающим дивного прославления во второе пришествие Господа Спасителя на землю. Для этого он говорит о пагубных действиях и последствиях греха: грех есть преступление закона (ст. 4); грех противен делу нашего искупления [[new:1in:03:05|(ст. 5)]], лишает грешника общения со Христом [[new:1in:03:06|(ст. 6)]] и вводит его в сообщество с диаволом [[new:1in:03:08|(ст. 8)]]. **Всякий делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие**. По-видимому, Апостол направляет свои слова к опровержению лжеучения еретиков, распространявших ложные правила к ослаблению нравственного закона и христианских добродетелей, каковы были симониты и николаиты, которые учили, будто для получения спасения довольно веры, без исполнения нравственного закона, или без добрых дел. Богослов против такого лжеумствования говорит: **Всякий делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие**, преступление или нарушение закона. Как бы так пишет: не верьте, будто потому, что теперь закон Моисеев потерял силу, можно нам, христианам, делать все по своему произволу, не опасаясь наказания за грех, – нет, мы должны бояться греха; учение Христово есть закон; оно показывает, что нам должно делать и чего не должно делать. Потому, кто не делает того, что повелевает учение Христово делать, или кто делает то, что оно запрещает делать, тот преступает закон, или грешит; тот подлежит осуждению и лишению обещанной славы, уготованной рожденным от Бога детям Божиим [[new:1in:03:02|(1 Ин. 3:2)]]. Надобно заметить, что здесь Апостол понятию греха дает усиленное значение. Всякий грех есть нарушение закона, или преступление закона; но не всякий грех угрожает лишением спасения. Сам Иоанн прежде сказал: //Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас// [[new:1in:01:10|(1 Ин. 1:10)]]. Это сказал он о грехах немощи, которым, при всем старании не грешить, подвергаемся мы повседневно. А теперь говорит он о грехе тяжком или господствующем, который преобладает человеком, или которому он беспечно порабощается, как идолу, ища в нем своего счастья, – как это бывает обыкновенно, когда человек предается гордости, или корыстолюбию, или сладострастию. Такой грех и мысли, и чувства человека порабощает себе, лишая его духовной жизни. О таком грехе говорит Господь: //Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха// [[new:in:08:34|(Ин. 8:34)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие** См. Толкование на [[new:1in:03:03#lopuxin_ap|1 Ин. 3:3]] [<10>]