[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:11 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 11-12 **ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны** Итак, любовь наша всегда должна проявляться и в почтительности речи, и в проявлении щедрости. //**Нравственные поучения на Книгу Иова 21.19.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны** Он [т.е. Каин] поступает нечестиво и своего единокровника предает смерти, как первенца и начаток смерти, и явился учителем для человеческой природы пути к убийству. //**Главы на Пятикнижие.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **яко се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга** Для святого Иоанна Богослова заповедь **исперва**, небесная заповедь – это взаимная любовь. Эта любовь показывает, что человек от Бога, и что люди от Бога по происхождению и в обновленном духовном рождении. Может быть, существует человеколюбие (филантропия), которое не знает действительного, онтологического, истинного происхождения человека? Тогда оно (это человеколюбие) неразумно, поскольку во тьме разыскивает происхождение свое от животных, стихий и вещей этого мира. Человеколюбие и действительная любовь ведет человеческое чувство и разум к Богу. Человек себя и брата, которого он любит, видит “в Боге” и “с Богом” и обнаруживает, что его происхождение и происхождение его брата идет от Бога, в Боге и с Богом. Поэтому и заповедь о любви, заповедь **исперва** – это всезаповедь во Христе Иисусе. По своей природе любовь разумна, Божественна, и человек по природе разумен и Богоподобен. И эта Божественная, разумная, богочеловеческая любовь для него есть нечто естественное, близкое. И Бог Слово стал Человеком, чтобы показать эту близость между Богом и человеком, это единство между разнородностью Его природы и сущности. Если речь идет о человеческом роде, имеет силу заповедь **любите друг друга**, которая существует от начала, **исперва** человеческого рода. Если речь идет о новом человечестве “во Христе”, о Богочеловечестве, то опять эта заповедь имеет силу, поскольку есть от начала. И это потому, что должно быть осознано наше Божественное происхождение, поскольку несть от Бога, и //не любяй брата своего// [[new:1in:03:10|(1 Ин 13:10)]]. Когда человек любит брата своего, тогда тотчас же чувствует, что и он, и его брат от Бога. Так же, если обращение его в Боге с братом есть любовь, то это, конечно, Божественное обращение любящего с любимым. Когда кто ненавидит брата своего, такой потерял чувство и разум и о Божественном происхождении, и о своей душе, и он ведется сознательно дьяволом, поскольку мы помним, что //творяй грех, от диавола есть// [[new:1in:03:08|(1 Ин 3:8)]]. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-14 **ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** Апостол примером подтверждает, сколь великое зло - ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он родной брат его. Каин творил злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противопоставляется Богу, а злые дела добрым. Посему-то Каин, противоположный брату, убил его. Таково объяснение по ходу речи. Но апостол Иоанн изменил этот порядок, имея особое побуждение. Ибо ему, после того, как упомянул о диаволе и о том, что делающие зло становятся детьми его, естественно было выставить в пример того, кто в начале мира поспешил сделаться сыном диавола чрез злые дела. Высказав нужное о Каине и об участи, которую наследуют подражающие ему, опять переходит к любви. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 11-12 **ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны** Господь говорит: //Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга// [[new:in:15:12|(Ин 15:12)]]. Иоанн утверждает, что Каин был от лукавого, поскольку и сам совершал дела лукавого. Где зависть, там братская любовь невозможна; в сердце такого человека живет грех лукавого, то есть дьявола, поскольку дьявол тоже отверг человека из зависти. Дела Авеля - это дела любви; злые дела Каина - дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 11-12 **ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны** Поскольку мы имеем приказание от начала, чтобы мы любили друг друга, не следует ненавидеть брата, чтобы мы не оказались во зле, подобно Каину, который убил своего брата. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга** Любовь к ближним, составляющая один из признаков сыновства Богу, есть возвещение, или заповедь, или завещание, которое (ср. [[new:1in:02:07#ep_mixail_luzin|1 Ин. 2:7,]] [[new:1in:02:24| 24]]) читатели послания **слышали от начала**, как основную заповедь Христову. — **Вы слышали от начала**: первые ученики Христовы слышали такую заповедь лично от Самого Господа [[new:in:13:34|(Ин. 13:34—35;]] [[new:in:15:12|Ин. 15:12—13)]] и передали всем, кому проповедовали учение Христово. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга** Благовествование о том, что надобно любить друг друга, и что это необходимая обязанность каждого ученика Христова, слышали первые ученики Христовы от Самого Иисуса Христа. Господь говорил им: //Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга// [[new:in:13:34|(Ин. 13:34)]]. И эту любовь завещал как отличительный признак Его учеников. //По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою// [[new:in:13:35|(Ин. 13:35)]]. И опять Господь повторял: //Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих// [[new:in:15:12|(Ин. 15:12,]][[new:in:15:13| 13)]]. Что слышали Апостолы от своего Учителя и Господа, то, без сомнения, повторяли и сами, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа и следование заповедям Его. Потому и те христиане, для которых писал Богослов свое послание, когда стали слышать евангельскую проповедь, слышали и это благовествование, эту заповедь Господа о любви к ближним. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга** См. Толкование на [[new:1in:03:10#lopuxin_ap|1 Ин. 3:10]] [<10>]