[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:14 ====== ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** Такой хотя телом и живет, но душою мертв есть. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. **//Об истинном христианстве.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **мы вемы, яко преидохом от смерти в живот** //Вопрос//: Поелику иные говорят, что человек, по приятии благодати, **преходит от смерти в жизнь**; то может ли кто, пребывая во свете, иметь нечистые помыслы? //Ответ:// Написано: «//наченше духом, ныне плотию скончаваете//» [[new:gal:03:03|(Гал. 3, 3]]). Еще говорит Апостол: «//облецытеся во вся оружия Духа, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским//» [[new:ef:06:11|(Ефес. 6, 11)]]. По слову сему, два места, на которых человек облекается в оружие и на которых ведет брань с началами и со властями, т. е. во свете, или во тьме. Еще: «//яко возмощи вам вся стрелы лукавого разжженныя угасити//» [[new:ef:06:16|(Ефес. 6, 16)]]. И еще: «//не оскорбляйте Духа Святого, Божия//» [[new:ef:04:30|(Ефес. 4, 30)]]. И также: «//невозможно просвещенных единою, и вкусивших дара Божия и причастников бывших Духа Святого и отпадших обновляти//» ([[new:evr:06:04|Евр. 6, 4]]-6). Вот просвещенные и вкусившие отпадают. Видишь, что человек имеет волю согласоваться с Духом, и имеет волю оскорблять Его. Без сомнения же, для того восприемлет оружия, чтоб идти на брань и бороться со врагами; без сомнения, для того просвещен, чтобы воинствовать против тьмы. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 27.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти** Это общее христианское таинство, которое посредством любви переводит из смерти в жизнь, в бессмертие, в вечную жизнь. Любовь – это единственный мост, который из пропасти смерти приводит из этого – в тот мир, из этой переменной жизни – в ту, вечную. По своей природе Богочеловеческая любовь вечна, вся от Вечного, и от Него черпает свою силу, которой делает бессмертными и вечными живущих ею. Любовь силой Бессмертного Бога господствует над всей смертью и приводит к вечной жизни. Любовью человек действительно воскресает от духовной смерти, от грехолюбия и живет для Бога и в Боге. Христиане посредством любви считают себя мертвыми для греха, живыми же для Бога //во Христе Иисусе, Господе нашем// [[new:rim:06:11|(Рим. 6:11)]]. Мы знаем сознательно, что перешли из смерти в жизнь, что значит, что мы бессмертны, вечны. Христиане имеют новое восприятие и себя, и ближних своих, они имеют новое знание и ощущают себя и братий своих как бессмертные и вечные сущности. Это наполняет их сердца Божественной радостью, поскольку евангельская любовь – это сила, которая превращает жизнь в Божественную любовь. Ведь нет большей радости, чем та, чтобы знать и чувствовать, что существуешь ты и рядом с тобой находится бессмертное и вечное существо, то есть твой брат, которого ты любишь. Таким образом все становится прекрасным, и жизнь, которая прежде была тяжестью, искушением, проклятием, становится теперь легкой, одухотворенной, благословенной. Мы знаем таинство смерти и жизни, поскольку посредством Божественной любви мы господствуем над смертью и вступили в вечную жизнь. Любовь прежде всего нас соединяет с Богом, Который есть источник все-жизни, но и с братьями, которые также вечны в Боге. Вне любви все тлен, смерть: **не любящий брата пребывает в смерти.** Почему? Потому, что только любовь рассеивает тьму, эгоизм, самолюбие, выводит душу от корыстолюбия, от самообособленности, от личной уединенности и направляет ее во взаимосвязь с братьями, как живыми существами, как носителями жизни. Кто не любит – **пребывает в смерти**, пребывает в личных, превременных и изменяемых чувствах, мыслях и расположениях, закрывает себя во тьме, в своем самолюбии, в корыстолюбии, и по причине их разрушаются его душа, его чувства, и умирают, умирают, умирают... И он весь находится в зловонии смерти, душа, которая пребывает в смерти, имеет отвратительный запах смерти, как и все мысли, чувства, пожелания и расположения. От этой все-смертности только Божественная любовь восставляет душу и руководит ее в вечную жизнь. И таким образом вся душа благоухает бессмертием. Только любовь благоухает бессмертием, поскольку благоухает “от Бога”. Живя в евангельской любви, христиане становятся “благоуханием Христа в Боге”, поскольку Господь Иисус Христос, Который Весь Любовь, Весь благоухает от бессмертия, которое живет и существует только в любви. Поэтому святой Апостол благовествует: //Христово благоухание есмы// (мы есть) [[new:2kor:02:15|(2 Кор. 2:15)]]. Любовь есть победитель смерти. Любовь есть спаситель, который спасает нас от смерти. И кто другой есть любовь, если не Христос? Ведь Он Победитель смерти. Он победил и побеждает смерть любовью. Любовь делает бессмертным человеческое существо, поскольку это боготворящая и боготворческая Божественная сила. Хочешь почувствовать себя бессмертным в этом мире? – Люби своих братьев. Люби людей как братьев. В этом заключается истинная радость жизни, радость, которую никто не может забрать от человека ни в этом, ни в том мире: //и радости вашея никтоже возмет от вас// [[new:in:16:22|(Ин. 16:22)]]. **Пребывает в смерти.** Кто не любит, тот пребывает в том, что предшествует смерти и порождает смерть. И это грехи, и в них заключается мучение, а в мучении дьявол, который непрестанно и беспрерывно внушает, что смерть есть нечто естественное и логичное, нечто, долженствующее упокоить человека, который не должен бороться с ней, поскольку смерть есть естественный закон, необходимость. Однако христианин весь противоположен этому. Он любовью господствует над смертью, над всеми ее производными, над всеми предтечами и спутниками смерти: над грехом, дьяволом и адом. Поскольку любовь – это все-добродетель, то, как первая и величайшая добродетель, она живет и существует посредством других евангельских добродетелей: молитвы, поста, смиренномудрия, кротости, терпения, милосердия и других, поскольку тот, кто любит брата своего, тот молится за него и постится за него, милостив к нему и смиренномудр, кроток и терпелив к нему. Таким образом, любовь с помощью этих добродетелей господствует над всем тем человеческим, что является злым, греховным, демоническим и оттого – смертным. //**Толкование на 1-е соборное послание св. апостола Иоанна Богослова.**// ---- Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства: преображает их из смертных в бессмертные, из временных в вечные. Почему? Потому что любовь и приходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь — это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога. Поэтому апостол любви ясно и решительно благовествует: **Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти**. Любовь — это, собственно говоря, воскресение души из мертвых, восстание от смерти. Не имеющий любви всем существом находится в безысходной темнице смерти без окон, без дверей, без каких-либо просветов: вся его душа, и мысль, и чувство заключены в смерть. Поэтому превыше всего необходима деятельная любовь. Без нее нет воскресения души. //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** См. Толкование на [[new:1in:03:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 3:11]] ===== Ориген ===== **мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** См. Толкование на [[new:1in:03:13#origen|1 Ин. 3:13]] ===== Беда Достопочтенный ===== **мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** См. Толкование на [[new:1in:03:13#beda_dostopochtennyj|1 Ин. 3:13]] ===== Дидим Слепец ===== **мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** См. Толкование на [[new:1in:03:13#didim_slepec|1 Ин. 3:13]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** **Мы знаем**: из точного и непреложного слова Самого Христа ([[new:in:05:24|Ин. 5:24]]; см. прим.), а равно из свидетельства обитающего в нас Святого Духа [[new:1in:02:27|(1 Ин. 2:27)]], и потому несомненно уверены, без всякого прекословия. — **Мы перешли из смерти в жизнь**: это — то же изречение Самого Господа, повторяемое здесь Иоанном [[new:in:05:24|(Ин. 5:24)]]. Господь говорит в этом месте Евангелия о воскресении и суде [[new:in:05:21|(Ин. 5:21—30)]], и именно о духовном воскресении и суде в настоящей жизни, как образе воскресения и суда телесного при конце мира (см. прим. к указ. стихам в Евангелии Иоанновом). В рассматриваемом месте рассматриваемое изречение апостол употребляет и применяет только в отношении к духовно-нравственному воскресению, или оживотворению, или переходу из смерти в жизнь, то есть употребляет изречение Христово в более тесном смысле, чем в каком употребил Сам Христос. Духовное воскресение есть то состояние, когда человек, погрязший во грехе, как бы умирает духовно, а потом, очистившись от греха покаянием и слезами, как бы вновь восстает из мертвых. В данном случае, или примере, ненависть есть смерть, любовь есть жизнь; ненавидящий брата или ближнего пребывает в смерти, а любящий пребывает в жизни вечной; кто из этого состояния ненависти или вообще зла выходит и входит в состояние любвеобильного и братского отношения к ближнему, тот переходит от смерти в жизнь, или воскресает духовно. Об этом-то переходе и говорит апостол, указывая, что верующие во Христа и исполняющие заповедь Христову о любви к ближнему самым тем, что приняли веру и полюбили брата, — ожили духовно, или воскресли духовно, перешли из области смерти в царство жизни, из состояния смерти вечной в состояние вечной жизни. — **Не любящий брата** и проч.: не имеющий братской любви не способен к оживотворению, или благодатному воскресению, он еще в греховном состоянии, благодать в нем еще не действует, он мертв и чужд надежды на жизнь вечную. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** Так утешая последователей Христовых и ободряя к благодушному перенесению гонений и скорбей, Апостол обращает внимание христиан на то великое благо, которое мы приобретаем во Христе Спасителе. Мы знаем, говорит Богослов, что чрез веру в Иисуса Христа, силою благодати Его, мы перешли из области смерти в царство жизни; избавившись от смерти греховной, мы сделались участниками жизни благодатной, и потому перешли из состояния вечной смерти в состояние вечной жизни, если только до конца этой жизни сохраним живую веру в Иисуса Христа. Господь учит: //Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем// [[new:in:03:36|(Ин. 3:36)]]. **Потому что любим братьев**. Истинная любовь к ближним есть любовь по учению Христову. Если мы любим ближних, как братьев во Христе, ради Бога, любим как себя, по заповеди Христовой; то такая любовь есть верный признак того, что мы вступили в благодатную жизнь, живем по Духу Христову. Такая любовь есть плод Святого Духа, есть благодатная любовь и отличительное свойство сынов Божиих, как учит апостол Павел: //Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. Поэтому, кто желает знать, живет ли он благодатною жизнью, тот наблюдай свое сердце и смотри: имеет ли оно такую любовь к ближним, о какой говорит Апостол? Любит ли их ради Бога, как братьев, как детей одного Отца небесного, как искупленных кровью Христовою, как призываемых к вечной жизни? Если есть такая любовь в душе, то благодари Бога, дающего тебе благодать Духа Своего, и храни сей дар до конца жизни, как залог вечной блаженной жизни. **Не любящий брата пребывает в смерти**. В ком нет любви к брату, т. е. ко всякому ближнему, тот пребывает еще в греховном состоянии; спасительная Благодать не действует в нем; тот мертв еще по духу и чужд надежды на вечную жизнь. В ком есть действующая любовь к ближним, в том есть оживляющая Благодать: потому что святая любовь к другим есть плод Благодати; а в ком нет сей любви, в том спасительная Благодать не действует, не совершает спасения человека. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** См. Толкование на [[new:1in:03:13#lopuxin_ap|1 Ин. 3:13]] [<10>]