[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-20 **дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** Недостаточно прилагать труд, а нужно делать это со щедростью и беспечальным расположением, и не только с беспечальным, но и со светлой и радостной душой. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 18-19 **чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною. И о сем разумеем, яко от истины есмы, и пред Ним смиряем сердца наша** Любовь Божия живет в человеке, в его делах, в них и вокруг них, посредством Божественных добродетелей и святых сил. Посредством них любовь является, осуществляется, конкретизируется. В соответствии с этой Богочеловеческой истиной и действительностью искренняя любовь разнится от остальных “лже-любовей”, самозванной любви, теоретической, ограниченной, вымышленной, гуманистической, так называемой любви к человеку. Следовательно, любовь истинна, когда она делает для братий все евангельские праведные дела: милость, молитву и прочее. Они являются ее характерными чертами, ее отличительными признаками. Ведь она живет и существует посредством их и с помощью их. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: **Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною. И о сем разумеем, яко от истины есмы, и пред Ним смиряем сердца наша.** Божественная истина – это душа Божественной любви. И в ней существуют все Божественные совершенства, ей присущи и Божественная праведность, и Божественная доброта, и все остальные совершенства. И это утешает сердце человеческое, которое любит и жертвует собой ради братий. Ведь все эти совершенства посредством Божественных сил развивают, обогащают, расширяют безгранично человеческое самосознание личного бессмертия и вечной жизни и, естественно, и чувство бессмертия и вечной жизни братий наших. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною** См. Толкование на [[new:1in:03:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 3:15]] ===== Экумений ===== Ст. 18-20 **дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** **И вот по чему узнаём**: благодаря тому, что любим не словом, но делом и истиною. А что узнаём? Что мы от истины. Ведь является лжецом и не имеет в себе истины тот, кто говорит одно, а делает другое, не согласуя [свои] дела со словами. Речь идет о том, что, говоря правду (говорить же правду мы будем тогда, когда дела наши будут соответствовать нашим словам), мы будем убеждать нашу совесть. Ибо [апостол именно] это хочет выразить с помощью слова **сердца**. А как мы будем убеждать? Представив себе, что мы говорим пред Богом-свидетелем. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною** **Дети мои** (ст. [[new:1in:03:07|1 Ин. 3:7;]] [[new:1in:02:01|1 Ин. 2:1,]] [[new:1in:02:12| 12,]] [[new:1in:02:18|18,]] [[new:1in:02:28|28]]), **станем любить** и проч.: вы знаете теперь, в чем состоит истинная любовь к ближнему и в чем она познается, именно — что вы должны быть готовы душу свою полагать за братьев и помогать им в нужде; зная это, **станем любить** друг друга любовию чистою. Бывает, что люди любят, показывают любовь только на словах, только языком говорят, что любят, делами же показывают противное и поступают противно истине. Это притворная любовь, это обман; не такую любовь заповедует ученикам Своим Господь. Бывает, что один обещает что другому, но исполнять обещаемое и не думает; это — любовь на словах, любовь пустая, обманная. Бывает, что хвалятся тем или тем делом в отношении к ближнему, а в сердце у них другое, а говорят это только для того, чтобы их видели и слышали люди; это любовь языком, любовь лживая. Любовь истинная та, которая свидетельствуется делом и правдою, а не словом пустым и языком. Любовь словом противополагается любви делом, любовь языком — любви истинной или правдой; любовь словом — любовь без дела, любовь языком — любовь без правды, следовательно — ложь и обман. Любовь Христова, или Божия, — любовь от дел и истины. //**Толклвый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною** Нередко на словах показывают любовь к ближнему, а делами доказывают противное; языком говорят, что любят ближнего, а в сердце совсем иное чувствуют. Такая притворная любовь не есть любовь, а обман; и она не спасет человека. //Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?// [[new:iak:02:15|(Иак 2:15,]][[new:iak:02:16| 16)]]. Не такой любви требует от нас Христос Спаситель: Он заповедует любить ближнего, как себя, – любить сердцем и свидетельствовать эту любовь делами. Господь говорит: //И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними// [[new:lk:06:31|(Лук. 6:31)]]. А кто из нас, терпя холод или голод, или другую какую крайнюю нужду, пожелал бы себе, чтобы ему помогали только ласковыми словами и благожеланиями, а не самым делом? //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною** См. Толкование на [[new:1in:03:16#lopuxin_ap|1 Ин. 3:16]] [<10>]