[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** См. Толкование на [[new:1in:03:18#svt_ioann_zlatoust|1 Ин. 3:18]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 20-22 **зане аще зазирает нам сердце наше, яко болий есть Бог сердца нашего, и весть вся. Возлюбленнии, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу: и Егоже аще просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, и угодная пред Ним творим** Может быть, сердце наше трепещет перед величеством Божественной любви? И мы говорим себе категорично и как порицание: нет, я не достоин такой Божественной любви. Должно примирить нашу совесть с Богом тем, что мы “право действуем”, поскольку Бог больше сердца нашего и знает все и как Болий Он даровал нам, в наше маленькое сердце, необходимые силы и храбрость стоять с терпением в подвиге любви с самопожертвованием. Он, как Всеведущий, знает, когда и что стоит даровать в сердце человеку, чтобы оно сочувствовало этой Божественной любви и чтобы оно могло в дальнейшем возрасти в Боге и руководить человеком, ведя его от силы в силу, от одной добродетели к другой. Но все это дает Бог только с молитвой, и это значит, что, если мы хотим приобрести любовь с молитвой, то молитва приходит на помощь, поскольку любовь главным образом растет и совершенствуется в молитве. И что является величайшим прошением человека – это совершенная любовь. Так что самую совершенную любовь имеют самые большие молитвенники, святые. Истинно слово святого Исаака Сирина: “Любовь есть от молитвы”. И действительно, любовь испрашивается у Бога как самый совершенный дар, поскольку Бог есть любовь и, даруя ее, Он как бы дарует Себя Самого. В Божественной евангельской любви все зависит от молитвы людей. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его, и делаем благоугодное пред Ним. Бог слушает и исполняет молитву человека, когда человек исполняет Его заповеди. “Слушай Бога в заповедях Его, – говорит святой Иоанн Златоуст, – чтобы Он услышал тебя в молитвах твоих”. Человек, соблюдающий заповеди Божии, всегда мудр и терпелив, и искренен в своих молитвах. Он знает, что, когда и как должно просить у Бога. И он всегда ищет того, что полезно для спасения его души, и это значит, что он ищет всего того, что есть евангельское, Божественное, бессмертное, вечное. Святой Иоанн Богослов нам указал, и теперь мы знаем таинство молитвы. И таинство состоит в соблюдении заповедей Божиих. Евангельский закон следующий: кто соблюдает заповеди Божии, того молитва будет услышана. Бог исполнял молитвы святых, которые соблюдали и исполняли заповеди Божии и когда они жили здесь, на земле, и сейчас, когда они находятся на небе. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** **Бог больше сердца нашего и знает все**. Сердечным оком своим мы видим и знаем самомалейшие движения сердечные, все мысли свои, желания и намерения, вообще почти всё, что есть в душе нашей. Но **Бог больше сердца нашего**, Он в нас и около нас и везде, на всяком месте, как единое всевидящее духовное око, коего только малым образчиком служит наше сердечное око, и потому знает всё, что в нас, лучше, в тысячу раз яснее нас самих: знает в одно и то же время всё, что есть в каждом человеке, в каждом Ангеле и во всех Силах Небесных, в каждой твари одушевленной и неодушевленной, видит как на ладони всю внутренность нашу и внутренность всей твари, будучи всякой из них присущ и всякую из них, как Творец и Промыслитель, содержа в бытии и силах. **Бог больше сердца нашего и знает все**. Если бы сердцем нашим не была душа наша, выразился бы так святой апостол? Нет. Но выразившись так, он утвердил, что сердце наше есть душа наша, и выйдет: Бог больше души нашей и знает всё. Бог есть бесконечный дух, а моя душа – ограниченный дух от Его духа и в Его духе, потому и знает Бог всё, что есть в душе каждого: //ведый помышления// [[new:lk:11:17|(Лк. 11, 17)]]. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** См. Толкование на [[new:1in:03:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 3:19]] ===== Экумений ===== **ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** См. Толкование на [[new:1in:03:18#ehkumenij|1 Ин. 3:18]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** **Ибо если сердце наше**, или совесть наша, **осуждает** (сильнее и точнее славянский перевод — зазирает) **нас** и проч.: изречение это затруднительно для разумения и толкования, а потому не всеми переводится и толкуется одинаково. По русскому переводу и толкованию смысл ясен и правилен, но подлинный текст им несколько изменяется или, точнее, видоизменяется; подлинный текст не так ясен (а с ним и славянский перевод), но смысл в нем глубже, чем в переводе русском. Смысл русского перевода, в связи с предыдущим стихом, можно изложить перифрастически так: сознание истинной и искренней любви к ближнему успокаивает сердце наше, или совесть нашу, сознание же недостатка таковой любви осуждает, или зазирает, нас, особенно пред судом правды Божией. Сердце наше, или совесть наша, может иногда и не замечать своих недостатков, может иногда ошибаться, обманываться и в самообольщении и недостаток иногда считать добродетелию или, по крайней мере, не считать пороком или недостатком; но пред Богом все открыто, Он все знает совершенно, и потому и если совесть наша иногда обличает или осуждает нас, **то тем более Бог**, так как от Него ничего не сокроется, тайное или явное, Он все знает, потому что Он более сердца нашего и видит и сокровенное наше, как ясное. Согласно с этим блаженный Феофилакт толкует весь этот стих так: «чрез истинность (а истинствовать мы будем тогда,когда словам нашим будут соответствовать дела) мы успокоим свою совесть; ибо словом **сердце** он называет совесть. Как же успокоим? Поставив себя в такое положение, чтобы произносить нам слова пред свидетелем Богом; ибо это значат слова //пред Ним//. Если, говорит, не будем делать так и совесть, или сердце наше, осуждает нас, то очевидно мы согрешаем. Если же мы во время греха не можем укрываться от совести своей, которая ограничена, как и человек — существо ограниченное, то тем более не можем укрыться от Бога, беспредельного и вездесущего. Смысл этого изречения такой: дети, не будем лжецами друг пред другом, любя одним только языком, но докажем любовь и делом. Поэтому узнаем, что мы от истины, то есть от Бога, и что говорим, будем говорить как бы в виду Бога; а кто, хотя бы он был бесстыднее бесов, позволит себе лгать пред свидетелем Богом?» (Феофилакт). — Таков смысл изречения в русском переводе. Смысл подлинного текста, в связи с предыдущем же и последующим, перифрастически можно изложить так: любовию на деле и истиною мы успокаиваем сердца наши, или совесть нашу, ибо, хотя бы совесть наша и зазирала нас в чем-либо, примечая или зная что-либо недоброе в нас и, таким образом, подвергая нас суду своему и осуждению, как зазрительное, то **Бог больше нашего сердца** или нашей совести **и знаете все**, чего даже и сама совесть наша не знает. Он успокаивает наше сердце даже в том случае, когда сердце наше зазирает нас, так что при чистой, искренней любви совесть наша не делается и не может быть нашим судиею (ср. [[new:1kor:04:03|1 Кор. 4:3—5]]) и любовь, таким образом, побеждает и совесть нашу, — так велика сила любви (ср. [[new:1kor:13:start|1 Кор. гл. 13]])! //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** Как сознание истинной любви к ближнему успокаивает наше сердце или совесть; так, напротив, сознание недостатка сей любви осуждает или обличает нас, и особенно, если поставим себя пред лицом Божиим. **Ибо**, говорит св. Иоанн, **если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все**. Сердце наше, или наша совесть может иногда и не замечать своих недостатков, может иногда, по самообольщению, и недостаток почитать добродетелью; а пред Богом все открыто, и Бог все знает совершенно: потому, если совесть нас обличает, то тем более должны мы бояться суда праведного Судии Бога, от которого ничто не скроется. Он видит и сокровенные наши мысли, желания и действия. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все** См. Толкование на [[new:1in:03:19#lopuxin_ap|1 Ин. 3:19]] [<10>]