[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:23 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа, и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам** Это сжатое Евангелие спасения. Вера во Христа и в Божественную любовь. Эти две заповеди, в действительности, составляют одну, поскольку составляют одно чувство и одно настроение. Кто верует в Христа, тот верит, потому что Его любит. От веры возрастает любовь, и от любви – вера, поскольку одна посредством другой развивается и совершенствуется. Любовь и вера – это духовные сестры-близнецы. Любовь растет через веру, но и вера через любовь. Кто любит Господа Иисуса Христа, тот верит в Него, во всем Ему верит, поскольку имеет залог в Нем, залог, который ему дает любовь. Любовь обновляет в человеке таинство Богочеловека. Чем больше человек верой познает Господа Иисуса Христа, тем больше Его любит, и чем больше Его любит, тем глубже ему открываются таинства Христовы. Евангельский опыт засвидетельствован. Христос через веру вселяется в человека, и человек через любовь “вкореняется” во Христа (ср. [[new:ef:03:17|Еф. 3:17-18]]). Эти сестры-близнецы, то есть любовь и вера возращают в душе и другие евангельские добродетели, и посредством их Господь пребывает в человеке, и человек – в Господе. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-24 **а заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа** Слово та должно разуметь в значении причины, именно так: //потому что// заповедь Его есть веровать. Так как мы имеем заповедь веровать во имя Иисуса Христа, Сына Его, и любить друг друга, и мы сделали это, то отсюда и узнаем, что благодать Духа Его, которого Он дал нам, утвердилась в нас. Нужно знать, что выражение //веровать во имя// Господа нашего употребляется во многих местах Писания. Что же значит //имя//? Конечно, не иное что, как волю Его, славу, честь. Например, в словах //велико имя Твое по всей земле// [[old:ps:008:02|(Псал. 8,2)]] оно означает славу и честь, а в словах //покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа// [[new:act:02:38|(Деян. 2,38)]] означает волю Его. Какая же воля Господа Иисуса? Крестить все народы //во имя Отца и Сына и Святого Духа// [[new:mf:28:19|(Матф. 28,19)]]. **и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам** Господь заповедал нам любить друг друга с истинным расположением. Когда же? Когда сказал: //как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними// [[new:lk:06:31|(Лук. 6,31)]]. Если мы любим, чтобы ближние наши имели к нам истинное и бесхитростное расположение, то и сами должны иметь к ним совершенно такое же расположение. А как это заповедь Господня, то, когда мы пребываем в Нем, тем более Он дарует нам Самого Себя. Ибо Он не может отречься Сам от Себя, то есть нельзя допустить, что Он напрасно дает нам заповеди Свои, и не оправдает их прежде всех Сам. Если же так, то, когда мы исполняем заповеданное Им, без сомнения, и Он послушает нас в прошениях наших, и дарование Его будет твердо в нас. Целая мысль такая: мы должны веровать во имя Сына Его Иисуса Христа, и любить друг друга истинно, как Он заповедал. Ибо соблюдающий заповеди Его в Нем пребывает, и Он в нем. А что Он пребывает в нас, это мы узнаем по Духу или дарованию, которое Он дал нам. И если оно пребывает в нас ненарушимо, то, без всякого противоречия, даяние Его будет неотъемлемо. Когда же оно бывает ненарушимо? Когда мы из заповеданного Им нам о любви ничего не нарушаем по нерадению своему. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **а заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам** **А заповедь Его та** и проч.: и вновь обращает апостол взор на эту заповедь о любви к Богу и ближним, о которой он так часто говорит в этом послании, с особенным здесь применением к вере и любви не только в Бога Отца, но и Единородного Сына Его Иисуса Христа. Это — сокращение всего закона и Евангелия, и апостол его характеризует одною заповедию, говоря и выше и ниже о заповедях. Это — одна заповедь, которую он разделяет на две половины: первая — о вере во Христа, вторая — о любви друг к другу. Вера в Иисуса Христа есть основание любви к ближним, ибо вера во Христа невозможна без любви к ближнему, и любовь к ближнему есть плод, или действие, веры в Иисуса Христа. — **Веровали во имя Сына Его**: выражения — веровать во имя Христово, креститься во имя Христово [[new:in:01:12|(Ин. 1:12,]] [[new:in:03:18|Ин. 3:18;]] [[new:act:02:34|Деян. 2:34)]] означают признавать Христа Богом и поклоняться Ему как Богу (ср. Феофилакт). Вера во имя Христово дает верующему власть, право и возможность усыновления Богу, и верующий вступает в отношения к Богу близкие, чистые, первоначальные, как были в раю. Потому вера во Христа есть первое, что требуется от человека, принимающего христианство [[new:in:01:12|(Ин. 1:12)]], и это — первая заповедь, **чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа**. Вторая же — чтобы **любили друг друга**, не словом или языком, но делом и истиною, **как Он**, и Бог Отец, и Господь Иисус, **заповедал нам**, и в ветхом законе [[old:lev:19:18|(Лев. 19:18)]] и особенно в Евангелии [[new:in:15:12|(Ин. 15:12)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам** Апостол опять обращает взор к причине, которой показал благотворные действия, и раскрывает ее полнее. Все евангельское учение о благочестии и благоугождении Богу Он называет одною заповедью: **А заповедь Его та**, и потом разделяет ее на две половины: первая половина сей заповеди – **чтобы мы веровали во имя Сына Его, Иисуса Христа**; вторая – **любили друг друга, как Он заповедал нам**. Первая половина есть основание второй; соединяя в одну заповедь веру в Иисуса Христа и любовь к ближнему, Апостол показывает их нераздельность: истинная любовь к ближнему есть плод веры в Иисуса Христа, и истинная вера в Иисуса Христа невозможна без любви к ближнему. Любовь к ближнему есть необходимое действие и выражение истинной веры: //Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец// [[new:1in:04:20|(1 Ин. 4:20)]]. Апостол Павел пишет: //Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью// [[new:gal:05:06|(Гал. 5:6)]]. Словами: **чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа**, – святой Иоанн обнимает все учение о спасении чрез веру в Иисуса Христа. Так он, сказавши о плодах любви к ближним, показывает, что эта любовь должна соединяться с верою в Иисуса Христа; что эта любовь друг к другу должна быть такая, какую Иисус Христос заповедал нам; т. е. Бога должны мы любить всем своим существом, ради Его Самого, а ближних должны мы любить для Бога, по заповеди Божией, как самих себя. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-24 **а заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам** Апостол доселе особенно настаивал на исполнении заповеди о братской любви. Но рядом с любовью к ближним и даже прежде нее требуется вера в Бога и в Господа Иисуса Христа, как основание христианской жизни. Это - сокращение всего закона и Евангелия, и Апостол объединяет оба основные требования христианства в одну "заповедь", entolh (ст. 23): первая половина этой заповеди - о вере в Христа, вторая - о любви друг к другу; вера - основание любви, любовь есть плод или действие веры; с истинною живою верою любовь дана, как свет и тепло с солнцем. Такова вера, действующая любовью, о которой учил и Ап. Павел [[new:gal:05:06|(Гал 5:6)]]. Этим совершенно исключаются - как отрицание безусловной необходимости веры при нравственной деятельности (антидогматизм), так и принижение или подавление нравственной деятельности при вере (аморализм). Верующий в Христа и любящий ближних обитает в Боге и сам становится обителью всей Пресвятой Троицы (ст. 24), по обетованию Самого Спасителя [[new:in:14:16|(Ин XIV; 16]] сл. [[new:in:17:21|17:21, 23;]][[new:in:15:07| 15:7)]]. Залогом же, признаком или свидетельством пребывания в нас Бога является ниспосланный всей Церкви и ниспосылаемый отдельным членам ее Дух Святый с Его благодатным и дарованиями (ср. [[new:1in:02:20|II:20]], [[new:1in:02:27|27;]] [[new:1in:04:10|IV:10,]] [[new:1in:04:13|13;]] [[new:2kor:01:22|2Кор. 1:22;]] [[new:ef:01:13|Еф I. 13;]] [[new:1kor:02:04|1Кор.II, 4]] и др.). "Целая мысль: вы должны веровать во имя Сына Его Иисуса Христа и любить друг друга истинно, как он заповедал. Ибо соблюдающий заповедь в Нем пребывает, и Он в нем. А что Он пребывает в нас, это мы узнаем по духу или по дарованию, которое Он дал нам" (блаж. Феофил.). Отсюда Апостол переходит к различению духовных дарований, истинных от ложных и мнимых. //**Толковая Библия.**// [<10>]