[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:4 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **вы от Бога есте, чадца, и победисте тех: яко болий есть, Иже в вас, нежели, иже в мире** Этот мир есть поле боя, где всегда происходит борьба за Христа и против Него, это театр войны, где всегда идет сражение за Христа и против Него. Те, кто от Бога, сражаются за Христа и господствуют над теми, кто против Христа, господствуют над ними силою Господа Иисуса Христа, Который пребывает в них. Христос с нами в противоборстве с разными проблемами, Он есть Единственный Победитель греха, смерти и дьявола, и всех тех явлений, которые замещают грех, смерть и дьявола или происходят от них, или существуют ради них; это может быть наука или культура, или религия, или искусство, или философия, или какая-нибудь другая деятельность людей. Плененные антихристианскими идеями многообразны и многочисленны, и они всеми средствами сражаются против Христа. Истинно, //наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]]. Оружие нашей борьбы – это евангельские добродетели: терпение, любовь к врагам, молитва, пост, истина, правда, доброта, кротость, смиренномудрие [[new:ef:06:13|(Еф. 6:13-18)]]. Сражаясь этим оружием, мы всегда побеждаем с помощью Господа Иисуса Христа, Который нас любит [[new:rim:08:37|(Рим.8:37)]]. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: **Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас больше того, кто в мире.** //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-6 **дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас** Выше апостол указал признак пророков и апостолов Господних. Теперь прибавляет: вы, будучи детьми Божиими, победили их, то есть лжепророков. Почему? Потому, что Бог, сущий в вас, больше того, кто в мире, по духу которого решились жить лжепророки. Потом дает им еще другой признак лжепророков, в том, что немало печалило простецов из самих верных. Некоторые из них естественно могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному: они от мира и говорят мирское, то есть учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, то есть развратные - развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно, и посему знает Бога, и готов слушать нас. Об этом и Христос говорит: //кто имеет уши слышать, да слышит// [[new:mf:11:15|(Матф. 11,15)]], то есть Он свидетельствует, что тот имеет уши, кто приготовился слушать с покорностью. **Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.** //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// См. также Толкование на [[new:1in:04:07#blazh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 4:7]] ===== Андрей Монах ===== **дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире** То есть Бог-Отец через Сына и Духа. **[Более] того, кто в мире**. Это сказано о //действующем в сынах противления// [[new:ef:02:02|(Еф 2:2)]]. Иоанн говорит о сатане, следовательно, здесь **миром** он называет лукавых людей. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире** То есть [верующие] сильнее в деле спасения, чем дьявол в причинении вреда. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире** **Дети** [[new:1in:02:01|(1 Ин. 2:1,]] [[new:1in:02:12|12;]] [[new:1in:03:18|1 Ин. 3:18)]], **вы от Бога** рождены [[new:1in:03:10|(1 Ин. 3:10)]], или возрождены благодатию Святого Духа, и чада Божии, и семя Его в вас пребывает [[new:1in:03:09|(1 Ин. 3:9)]], и потому вы состоите под крепкою охраною силы и могущества Божия, и оттого безопасны по благодати Духа от нападений противохристианского духа и направления его и представителей его, обольстителей, или лжеучителей; вы в духе, в сущности, в истине уже **победили их**. Почему и каким образом? Потому и таким, что хотя вы сами по себе и немощны и бессильны против князя мира сего и, следовательно, можете легко быть искушаемы и обольщаемы от него в лице лжеучителей, но вы должны знать и веровать, что **Тот, Кто в вас** пребывает, **сильнее того, кто в мире**. Дух Божий, или Дух Христов, Которого вы верою приняли в сердца ваши, сильнее духа лестча, духа заблуждения и обмана, одушевляющего лжеучителей и действующего в них, или, что то же, — Бог сильнее диавола, и, состоя под Его всесильною охраною, вы безопасны, вы уже победители сатаны и вдохновляемых духом его и антихриста. — **Победили**: не только побеждаете, но уже победили, — прошедшее время вместо настоящего, для указания несомненной истинности совершающегося. Духом созерцая совершающуюся в мире или в Церкви Божией великую борьбу света со тьмою, добра со злом, истины с ложью, Бога и Христа с диаволом, борьбу, имеющую прекратиться только с окончательным поражением сатаны в лице антихриста и представителей антихристианского духа, борьбу, совершающуюся духовно в сынах Божиих и сынах диавола, апостол уже выражает как бы уже раздавшийся победный клик верующих: вы победили. Этот победный клик есть как бы отклик на победное великое восклицание Победителя мира: //дерзайте, ибо Я победил мир// [[new:in:16:33|(Ин. 16:33)]]. Противники света и истины в Церкви Христовой на земле до самого конца будут вести ожесточенную борьбу против нее, неослабную и упорную, но она несомненно окончится победою над всем враждебным Богу и Христу, при окончательном после всего победном клике: //дерзайте, Я победил мир//. — **Больше того, кто в мире**: сказав — **Тот, Кто в вас**, верующих, **больше**, апостол, по-видимому, должен был выразиться — того, кто в них, в лжеучителях и обольстителях, но он говорит — больше **того, кто в мире**. Этим выражением апостол указал, что самых лжеучителей и обольстителей он называет миром, как бы их отождествляет с миром (частное вместо общего) по их крайней порче, так как бы они составляли крайнее выражение всего злого в мире, служили как бы злою закваскою злого мира [[new:1in:02:15|(1 Ин. 2:15—16)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире** Сказав о том, что придёт антихрист, и теперь есть уже в мире антихристы, предтечи имеющего прийти противника Христова, Апостол в утешение и подкрепление христиан говорит: **дети, вы от Бога**; вы возрождены Духом Божиим, вы теперь под сенью благодати Божией, безопасны от противников Христовых. **И победили их**; вы, приняв истинную веру в Иисуса Христа и неизменно содержа ее, победили лжеучителей – противников Христовых, стоите выше стрел их обольщений, доколе пребудете в сей вере. **Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире**. То есть Дух Христов, действующий в возрожденных Благодатью ([[new:2kor:12:09|2 Кор. 12:9)]], сильнее духа лжи и обмана, который действует в сынах века сего [[new:in:12:31|(Ин. 12:31;]][[new:ef:06:12| Еф. 6:12)]], или иначе сказать, Дух Божий, действующий в христианах, сильнее князя тьмы, диавола, действующего в лжеучителях, противниках Христовой Церкви. Иисус Христос говорит: //Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить//, верующих в Меня, //из руки Отца Моего// [[new:in:10:29|(Ин. 10:29)]]. В этом же послании ниже Иоанн Богослов говорит о могуществе верующих во Христа: //Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша// [[new:1in:05:04|(1 Ин. 5:4)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Cт. 4-6 **дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения** В утешение и подкрепление верующих Апостол возвещает им, что победа истинного учения евангельского над лжеучением несомненна (ср. ниже [[new:1in:05:04|1 Ин. 5:4]]), так как Дух Божий или Дух Христов, обитающий в верных, безмерно больше того духа воли, который действует в боговраждебном мире вообще, в особенности же в лжеучителях. Это апостольское утешение верующим вполне соответствует изречению Самого Господа к ученикам в Его прощальной беседе:// "дерзайте, ибо Я победил мир"// [[new:in:16:33|(Ин 16:33)]], и подобно этому обетованию Господа, сильно было внести полное ободрение в сердца христиан. Но пастырская любовь и попечение Апостола обращает и на другую сторону дела. Апостол "дает им еще другой признак для узнания лжепророков, в том, что немало печалило простецов из самых верных. Некоторые из них, естественно, могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают, ибо подобное стремится к подобному. Они от мира и говорят мирское, т. е., учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, т. е. развратные развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно и посему знает Бога и готов слушать нас" (Феофил.). В последних словах ст. 6 Апостол, суммируя все сказанное о различении духов, "как бы прилагает печать к сказанному" (блаж. Феофил.). //**Толковая Библия.**// [<10>]