[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:5 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает** Мы знаем из предыдущего, что в тех, кто от мира, и дух, и учение от мира, во всем их существе, во всей их деятельности. Тот, кто сам “дурно пахнет”, издает зловоние от мира, пахнет неприятно стихиями мира. Все, которые живут “в мире”, происходят от мира, все, существующие в мире, происходят от стихий мира – и животные, и люди, и образ мыслей, и чувства, и желания. Откуда человек? От мира, – отвечают они, – от стихии мира, от природы. А другие существа? – Все от природы, от мира. А дух и мысль, и сочувствие, и совесть человека? – Опять от мира, от земли, от материи, все это проявление разных стихий мира и связей, взаимоотношений и сочетаний их. Те, кто говорят “от мира”, рождены миром, пленены миром, и все в них пахнет глиной, землей, тленом и смертью. И мир их слушает, поскольку они говорят то, что ему угодно, что его не тревожит и не пугает. Они не говорят миру ни о глубинах, ни о высотах, ни о том, что не имеет конца. Они думают узко, как мир, мелко, как мир, превременно, как мир, ограниченно, как мир, и поэтому они его легко понимают. Для всех них мир представляется чем-то вне Бога, без Бога, чем-то, в чем не существует Бога и не требуется Бога, чем-то противоположным Богу. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 5-6 **Они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения** Как объясните то, что в нашей так по-видимому благочестивой стране – многие отвернулись от св. веры? – Не будем говорить о тех, страха ради или из-за карьеры переменили христианство на неверие. Скажем о тех, кто свободно перенес от светлого православия в атеизм мрачный... Что их побудило к этому? – Трудность христианской жизни, требующей воздержания от страстей и подвигов святости, труда, любви – непрестанных... Жизнь вечная, с ее призрачными радостями: наслаждениями пищи, очей, разврата и прочее, – пленили этих отступников от св. веры. Но далеко, далеко не все ушли в неверие. Многие, очень многие остались в св. вере православной; они не убоялись трудов христианских и подвигов и даже страданий, уз и смерти, – потому знают они своим умом и всей душой, что нет ничего на свете дороже Христа Бога, что только в Нем мы познаем истину и получим полное счастье, какое доступно человеческому естеству... //«Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его: потому что он вестник Господа Саваофа»// [[old:mal:02:07|(Мал. 2:7)]] – православный пастырь есть учитель своей паствы. К нему обращаются его духовные дети с своими различными недоумениями. А где у него источник для врачевания духовных? – Главным образом в святое Божие: все св. Библию. Он является всегда источником для мудрых суждений и теперь и всегда: для св. отцов, для философов, ученых, писателей и всех верующих и даже не христиан. На все времена она рассчитана и на все недоумения и все скорби: черпай все от этого богатого сокровища!.. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ---- Когда христианский проповедник говорит слово истины и слушает его атеистическая молодежь, она искренно смеется над проповедником, так как не понимает Христова учения. А юноши и девушки христианские охотно и радостно внимают слову истины. Слово одно и то же, а почва разная!.. Господи! Кто вразумит нашу несчастную неверующую молодежь! Призри на нее и просвети ее светом Твоего богоразумия, чтобы познали они Тебя, истинного Бога, для собственного их счастия вечного... //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их** См. Толкование на [[new:1in:04:04#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 4:4]] ===== Андрей Монах ===== Ст. 5-6 **они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их. Мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас: и иже несть от Бога, не послушает нас. О сем познаваем духа истины и духа лестча** **Они** - кто это, как не еретики и манихеи? Посему они богохульствуют, рассеивая лукавые слова от лукавого своего разума. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их** Вы (и мы) от Бога, они от мира [[new:1in:02:16|(1 Ин. 2:16;]] [[new:in:15:19|Ин. 15:19;]] [[new:1kor:02:05|1 Кор. 2:5,]] [[new:1kor:06:08|1 Кор. 6:8,]] [[new:1kor:06:12|12,]] [[new:1kor:06:14|14)]] и от князя мира [[new:ef:02:02|(Еф. 2:2,]] [[new:2kor:04:03|2 Кор. 4:3—4)]], потому между нами полная противоположность; они и говорят, и мыслят, и чувствуют, и делают по-мирскому, по духу мира, по началам мирской мудрости, противоположной премудрости Божией ([[new:1kor:01:21|1 Кор. 1:21]] и далее). — Поэтому **и мир их слушает**: ему нравятся такие учители и такие учения, он их любит и слушает их, потому что они льстят ему [[new:2pet:02:01|(2 Пет. 2:1—3)]], подлаживаются под его взгляды и вкусы согласно с направлением времени, поблажают его страстям и привычкам, обольщают всяческими извинениями и надеждами и т. п. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их** **Они**, т. е. антихристы или противники Христовы, лжеучители, еретики – **от мира**, или из числа мирских людей, которые не принимают //того, что от Духа Божия// [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2:14)]]; они мыслят и говорят только по началам земной мудрости; небесные истины веры для них непонятны; земля и земные блага – предмет их попечений. Потому они мыслят и говорят так, как мыслят и говорят люди, преданные чувственным пожеланиям и страстям. Потому **и мир слушает их**, то есть, люди чувственные, не заботящиеся о спасении, о благах духовных, внимают учению таких лжеучителей: потому что лжеучители учат согласно с их мыслями и страстями; говорят о том, что нравится их испорченному сердцу. – Так обыкновенно лжеучители еретики привлекали слабых христиан к слушанию своего лжеучения и умножали число своих последователей. Поэтому святой Иоанн таких лжеучителей называет //льстецами// или //обольстителями// [[new:2in:01:07|(2 Ин. 1:7)]], а апостол Павел - //делателями льстивыми// [[new:2kor:11:13|(2 Кор. 11:13)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их** См. Толкование на [[new:1in:04:04#lopuxin_ap|1 Ин. 4:4]] [<10>]