[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:7 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 7-8 **возлюбленнии, возлюбим друг друга: яко любы от Бога есть, и всяк любяй, от Бога рожден есть, и знает Бога. А не любяй, не позна Бога, яко Бог любы есть** От Бога есмы каким образом? – Любовью. Поскольку любовь есть прежде всего Божественная, нравственная сила, которая нас рождает от Бога, нас делает сынами Божьими, нас “обоживает”. Бог есть любовь, поскольку любовь – это боготворческая, нравственная сила, которая “обоживает”. Трепещет человеческая сущность, человек? – Любовь делает его трепещущим Божественными силами, которые его преображают, возрождают в новую сущность, в новую душу, в новое восприятие, в новую жизнь. Так что в нем все мысли, все чувства и все дела становятся от Бога. И он знает Бога новым, обновленным путем, реальным и убедительным путем. Только истинное, органическое единение с Богом, которое достигается только рождением от Бога в любви, дает истинное знание о Боге. Если человек не родится от Бога любовью, он не может знать Бога. Тот же, кто не знает Бога, обычно и не признает Его. Поскольку Бог есть любовь, Он нам дает, нас соединяет любовью и духовным сближением со всем творением, и, прежде всего, с людьми. Кто любит братьев, тот имеет Бога в себе, знает Бога, поскольку рожден от Него. Кто не любит братьев, тот не имеет Бога, не знает Бога, не видит Божественных, богоподобных сущностей в людях, поскольку не рожден от Бога. Святой Иоанн Богослов благовествует: **Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.** Итогом, результатом любви является человеческое богорождение и богопознание. Без любви человек не рождается от Бога, не знает Бога, является нечестивым, идолопоклонником. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Августин ===== **возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога** Так как любовь - от Него Самого, как говорили те, кого Он сделал не только великими боголюбцами, но и Своими проповедниками. //**О дape терпения.**// ----- Творит суд и правду тот, кто живет праведно. Живет же праведно тот, кто подчиняется увещаниям Бога. А //цель же увещания//, то есть то, на что направлено увещание, //есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры// [[new:1tim:01:05|(1 Тим 1:5)]]. Любовь же эта, как свидетельствует апостол Иоанн, **от Бога**. //**О граде Божием 17.4.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-10 **возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши** Выше апостол показал, с кем нужно обращаться и с кем не нужно; теперь как бы прилагает печать к сказанному: посему-то узнаем, кто имеет Духа истины, и кто - духа заблуждения, лжепророчества. Затем опять начинает речь о любви. Показав, что нужно любить некоторых, именно единонравных, возвращается к тому, что говорил в начале. Говорит, что любовь и любящий от Бога, что любящий, и один только он, рожден от Бога и знает Бога, а не имеющий любви не знает и Бога. Отчего же тот, кто не любит, не познает Бога? Это подтверждает следующим образом. Бог есть любовь. Это видно из того, что Он Сына Своего Единородного послал в мир, чтобы Он доставил нам истинную жизнь и мы ожили чрез Него. Ибо как благостью называется Бог потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так, из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал чрез сие, что Он есть и любовь. Посему и прибавляет: //в том любовь,// то есть сим и доказывается, что Бог есть любовь. Потом, показывая превосходство любви Божией, говорит: Бог сделал это, то есть предал за нас Собственного Сына Своего, не потому, что мы любили Его, но первый начал благодетельствовать нам по любви и послал Сына Своего, и не только послал, но и собственной Его кровью соделал очищение наших грехов. Если же, говорит, Бог так возлюбил нас, хотя мы отнюдь не одинаковой с Ним природы, то гораздо более мы должны любить, любить сродных нам, и, узнав превосходство любви, оказывать ее другим. Ибо как виновен тот, кто не избирает достойное избрания, так похвала принадлежит тем, которые любят достойных любви, потому что они возлюблены. Мы же, расположив себя так, имеем то и другое: мы и любимы, потому что нас любит и воспринял к себе (в дети) Бог; мы и возлюблены, потому что любим ближних. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Дидим Слепец ===== **возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога** Как вызывает упрек и порицание тот, кто не избирает то, что следует избирать, не любит то, что следует любить, так стремятся к похвале любящие достойных и тех, кого следует любить. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога** **Возлюбленные** [[new:1in:04:01|(1 Ин. 4:1;]] [[new:1in:03:02|1 Ин. 3:2,]] [[new:1in:03:21|21)]], чтобы охранить себя от обольстителей и их заблуждения и привлечь на себя все дары милости Божией, **будем любить друг друга** [[new:1in:03:23|(1 Ин. 3:23)]], конечно не словом или языком, но делом и истиною [[new:1in:03:18|(1 Ин. 3:18)]]. — Ибо **любовь — от Бога**: она не от мира, но божественного происхождения. Преданные миру не могут иметь истинной любви друг к другу, они не понимают истинной любви, ибо истинная любовь есть высочайшее свойство, Божественное, а душевный человек вообще не понимает того, что происходит от Духа Божия [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2:14)]]. И так как любовь происходит от Бога, а мир по существу своему не понимает истинной любви, то имеющий истинную любовь в сердце к брату своему **рожден от Бога**, возрожден Духом Святым [[new:1in:02:29|(1 Ин. 2:29;]] [[new:1in:03:09|1 Ин. 3:9)]], есть чадо Божие [[new:1in:03:01|(1 Ин. 3:1)]] и знает Его, не верою только и созерцанием духовным, но и чувством, наслаждаясь даром благодатной любви. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога** Святой Богослов, сказав прежде [[new:1in:04:04|(ст. 4)]], что верующие во Христа – //от Бога//, т. е. возрождены Богом, – теперь призывает их к богоподобной жизни, свидетельствуемой искреннею любовью к ближним, говоря: **Возлюбленные! будем любить друг друга; потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога**. Как бы так учит: Возлюбленные! сказал я вам, что вы от Бога, и победили козни лжеучителей: пребудем же в единении с Богом, будем покорны Духу Божию, – **будем любить друг друга**, ибо **любовь от Бога**. – Любовь от Бога, а не от мира. Преданные миру, раболепствуя своим чувственным пожеланиям и порочным страстям, не могут иметь истинной любви друг к другу, не имея любви к Богу; а любви ко врагам и оскорбителям они не понимают. Живущим по духу мира обычны – недоброжелательство, ненависть, вражда, мщение. Но истинная любовь к другим свойственна только живущим по Духу Божию, – эта любовь изливается в сердца наши Духом Святым [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]]; истинная любовь есть свойство Божеское, ибо существо Божие, как полнота совершенств, есть вечная всесовершенная любовь. Бог есть любовь. **И всякий любящий рожден от Бога и знает Бога**. Кто питает в душе истинную любовь к ближним и обнаруживает ее делами любви: тот показывает чрез это, что он возрожден Духом Божиим, что он сын Божий, имеет благодатную жизнь от Бога и знает Бога не верою только и созерцанием, но и чувством, наслаждаясь даром благодатной любви. Любовь есть превосходнейший дар Духа Божия: она соединяет человека с ближними, с Богом и с Ангелами. Любовь, как Божественный дар, отражающий в человеке свойство Божеской любви и благости, делает человека богоподобным. Святая любовь и на земле дает человеку предвкушать блаженство будущей жизни в единении с Богом и Его Святыми. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-10 **возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши** Раскрыв учение об истинном исповедании веры в воплотившегося Сына Божия и указав источник этого исповедания в Боге (ст. 2) в противоположность лжеучению лжепророков и антихристов, Апостол теперь показывает, что и вторая половина Божественной "заповеди" [[new:1in:02:23|(1 Ин. 2:23)]] - любовь к ближним, способность любить их, происходит также от Бога. Уясняя понятие любви, Апостол ставит ее в связь со знанием: подобно тому, как познание чего-либо предполагает некоторое родство познающего с познаваемым, и чем выше в нас расположение и интерес к предмету познания, почему еще древние говорили, что подобное познается подобным, - так подобное явление имеет место и в религиозной жизни, и в религиозном познании. Здесь, где только имеет место истинная любовь, там она образует нечто пришедшее к людям от Бога; кто любит, тому Бог открылся, следовательно, он знает Бога; рожденный от Бога [[new:1in:02:29|(1 Ин. 2:29]]; [[new:1in:03:09|1 Ин. 3:9)]] и будучи чадом Бога [[new:1in:03:01|(1 Ин. 3:1)]]; любящий знает Бога не только верою, но и непосредственным внутренним чувством. Напротив, не любящий ближнего, тем более враждующий с ним [[new:1in:03:15|(1 Ин. 3:15)]], как человек душевный и не понимающий того, что происходит от Духа Божия [[new;1kor:02;14|(1 Кор.2:14)]], неизбежно чужд правильного познания о Боге - **потому что Бог есть любовь** ό θείς αγάπη εστίν (ст. 8). Это - без сомнения, самое полное и самое глубокое определение нравственной природы Бога, и богословие никогда не могло создать более высокого и более отвечающего христианскому понятию о нравственном существе Бога определения, как это определение апостола любви. Св. Григорий Богослов говорит: "Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Св. Духа, **Бог** наш **есть любовь**, и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени" (сл. XXIII). Но, возвещая учение о Боге, как о любви, Апостол имеет дело не с отвлеченною доктриною, а с действительным событием величайшей всемирно-исторической важности: с неизмеримым в своем значении событием посольства Богом в мир Единородного Сына Своего и принесенными Им на землю неоцененными благами жизни вечной (ст. 9). В этом именно открылась недомыслимая Любовь Божия к миру и человечеству (ст. 9; ср. [[new:1in:03:16|1 Ин. 3:16]]), и особенное величие этой любви видно из того, что она дарована была грешным людям без всякой с их стороны заслуги, напротив, при наличности тяжкой и многоразличной виновности их пред Богом (ст. 10; см. [[new:rim:05:08|Рим 5:8;]] [[new:rim:08:32|Рим. 8:32]]). Таким образом, источник любви заключается не в человеке, а в Боге. "Как благостью называется потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал через сие, что Он есть и любовь" (блаж. Феофил.). //**Толковая Библия.**// [<10>]