[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:10 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши** Совершенная любовь Божия, которою Он первый возлюбил нас, перейдет в расположение нашего сердца, по исполнении этой молитвы Господней, которая, как мы уверены, никак не может остаться тщетною. //**Собеседования.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **о сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших** Нет ничего более значимого, что бы могли показать мы, грешные и полные недостатков люди, чем, прежде всего, любовь к Богу, Который явно и беспрерывно нам делает бесчисленные благодеяния. Ведь любовь к Богу, постоянному и неутомимому Дателю всякого блага, является нашим первым долгом. Но мы не исполняем этого нашего первого долга, потому что грехи нас делают врагами Богу и делают горьким все Божие. Грех есть вражда против Бога, но и более того: грех есть ненависть к Богу. Пребывая в грехолюбии, люди любят грехи и похоти свои и, следовательно, ненавидят Бога и “святая Его”. Кто любит грех, не может любить Бога, поскольку грех по природе своей есть богопротивная и богоборческая сила. Делая грехи по своей воле, люди воспринимают с ними и ту силу, которая непрерывно борется с Богом, является враждебной Богу, ненавидит Бога. Одновременно эта сила расслабляет человеческую душу, так что она не чувствует Божественного, не разумеет его, и, когда приходит в такое состояние, начинает утверждать, что Бога не существует. Грехолюбие всегда в конечном счете приводит к идолопоклонству, к нечестию и к богоборчеству, отрицает Бога и восстает на Него, и обращается против всего Божьего. Любовь Божия ко грешникам есть действительно величайшее чудо Его милосердия, поскольку только она могла послать Сына Божьего в богоборческий мир людской, чтобы спасти их от греха действием Своего безграничного человеколюбия. Всей Своей Личностью Господь Иисус Христос показывает единственное истинное человеколюбие, и поэтому Он назван “Единым Человеколюбцем”, и Его человеколюбие “единственным человеколюбием”, человеколюбием Божьим. Поэтому любовь Его состоит в милосердии ко грешникам и в осуждении греха, в спасении грешников и в осуждении греха, в жалости ко грешникам и в отвращении от греха, в отъятии и изглаждении греха из человека. В этом заключается единственное истинное человеколюбие. Богочеловек по Своему человеколюбию есть весь в “умилостивлении о грехах наших”, весь милость, человеколюбие и избавление. С помощью Богочеловека и благодати Его приходит спасение. Никто не может представить, насколько проникся жалостью и любовью к человеческому роду Богочеловек, поскольку только Бог посредством человеколюбия мог придумать и осуществить этот совершенный путь спасения людей от греха. В своей Богочеловеческой жизни Христос от Рождества до Крестной смерти, Воскресения и Вознесения спасает людей от греха, смерти и дьявола. Это действительно любовь, без мер и границ, это действительно любовь, достойная своего имени. Это действительно милость к людям, поскольку это единственное искупление перед Богом за грешный мир людской. Только бесконечная человеколюбная жертва Христова за грешного человека могла стать “умилостивлением”, искуплением перед Богом за непреклонный, несмысленный и грехолюбивый человеческий род. Своим безмерным, человеколюбным спасением людей от греха Богочеловек стал и остался навсегда очищением о гресех наших (умилостивлением за грехи наши). //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши** См. Толкование на [[new:1in:04:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 4:7]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши** **В том любовь** и проч.: дальнейшее разъяснение самим апостолом этого величия Божественной любви к людям (ср. [[new:rim:08:32|Рим. 8:32]]). Апостол обращает особенное внимание на ту черту любви Божией к грешным людям, что эта любовь Божия дарована людям совершенно не заслуженно с их стороны (ср. [[new:rim:05:08|Рим. 5:8]]). **Не мы возлюбили Бога**: не люди прежде и более возлюбили Бога, но Он Сам. Люди согрешили и лишились милости Божией, огорчали и оскорбляли постоянно любовь Его своими грехами и беззакониями и недостойны были любви Божией. Но, несмотря на это, **Он** Сам **возлюбил** грешных людей и послал Сына Своего в умилостивление (см. прим. [[new:1in:02:02|1 Ин. 2:2]]), чтобы Своими заслугами Он удовлетворил правде Божией за грехи людей, избавил их от осуждения и муки и даровал им вечную жизнь. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши** Особенное внимание обращает Апостол на то свойство Божеской любви, что она не заслужена человеками: **в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши**. Свойственно высшему оказывать благоволение и любовь к низшему, когда низший заслуживает это благоволение и любовь своею покорностью и преданностью к высшему. Но любовь Божия излилась на человеков прежде, чем они возлюбили Бога. Все люди согрешили; все сделались чрез грех недостойными любви Божией и неспособными к принятию даров этой святейшей любви, как нечистые и преданные греху, и в этом греховном состоянии рода человеческого Бог явил Свою любовь к человекам, и какую любовь? – Послал единородного Сына Своего, чтобы Он был умилостивлением за грехи наши; чтобы Он Своими заслугами удовлетворил правде Божией и Своими страданиями и смертью избавил нас от осуждения и вечной смерти. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши** См. Толкование на [[new:1in:04:07#lopuxin_ap|1 Ин. 4:7]] [<10>]