[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:11 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити** Пример любви и человеколюбия, совершенный и всесовершенный пример – это Господь Иисус Христос. Мы должники любви Христовой, которую мы непрерывно видим, которой живем и которой мы не заслуживаем, и ради этой любви мы должны любить друг друга. Эта новая любовь и новая заповедь о любви. Новая, потому что она любит человека несмотря на то, что он грешен. Новая, потому что милосердует о грешнике и грешащем и осуждает грех. Новая, потому что не убивает грешника по причине греха, но убивает грех и спасает грешника. Поэтому эта христоподобная любовь, столь совершенная и спасительная, стала первой обязанностью христиан: должны любить друг друга, поскольку, выполняя эту обязанность, мы продолжаем Богочеловеческое дело спасения людей, спасаем себя и других или, точнее, спасаемся через других. Спасение состоит в продолжении любви Христовой через людей, верующих в Него. Мы спасаемся от греха, смерти и дьявола любовью Христовой, человеколюбием Христовым. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-14 **возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру** Мы и прежде замечали, что у апостола Иоанна в обычае повторять одно и то же об одном и том же. Так он и теперь поступает. Бога, говорит, никто никогда не видал. Говоря о любви к братьям, он в пример любви указал Бога, Который по любви к нам предал Единородного Сына Своего на смерть. Иной, выслушав сие, мог спросить: на каком же основании говоришь ты о предметах невидимых? В ответ на такой вопрос он говорит: я и сам говорю, что Бога никто никогда не видел; но из любви друг к другу мы узнаем, что Бог есть в нас. И говорит это справедливо, потому что многие невидимые для нас предметы мы познаем из их действий. Например, души никто не видал, но из действий и движений мы убеждаемся, что она в нас есть и действует. Так и любовь Божию к нам мы узнаем чрез некоторое движение и действие. Если в этом нет ничего несообразного, то и сей святой муж прилично от действия доказывает, что Бог есть в нас. Какое же это действие? Чистая любовь к ближним нашим. Она есть признак нашего пребывания в Нем и Его в нас и потому еще, что Он дал нам от Духа Своего. Ибо чистый рождает чистое и непорочное. И как чрез чистую любовь мы имеем общение с Ним, то отсюда мы; видевшие Его по плоти, познали и свидетельствуем, что Отец послал Его, Спасителя миру. Чтобы совершеннее утвердить нас в таком нашем познании, Он и Сам давал объяснение о Своем Лице. Иногда говорил: //Я исшел от Отца, и пришел в мир// [[new:in:16:28|(Ин. 16:28)]], то есть Отец из любви к нам послал с неба в мир Единородного Сына Своего. Иногда еще яснее: //так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб// [[new:in:03:16|(Ин. 3:16)]]; и: //Я пришел не судить мир, но спасти мир// [[new:in:12:47|(Ин. 12:47)]]. Итак, мы и сами видели, и от Единородного, сущего в недре Отчем [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]], слышали, и из действия - взаимной любви познаем, что Бог в нас, и дал нам от Духа Своего, и мы в общении с Ним. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Экумений ===== **возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга** Возлюбленными [апостол называет нас] потому, что Бог возлюбил и принял нас; любящими же - из-за любви к ближнему, любви непорочной и чистой, а не страстной и грязной, какая, вероятно, бывает у разбойников и других злодеев. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга** **Если так** и проч.: «мы и прежде замечали, что у блаженного Иоанна в обычае — повторять об одном и том же одно и то же. Так он и теперь поступает» (Феофилакт). Подражая примеру любви Божественной, **и мы должны любить друг друга**; не только вообще ближних своих, но и врагов своих, так как и мы были враги Богу, но смертию Христовою стали сынами Богу [[new:1in:02:23|(1 Ин. 2:23;]] [[new:mf:18:33|Мф. 18:33)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга** Апостол Павел к Ефесянам пишет: //Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное// [[new:ef:05:01|(Еф. 5:1,]][[new:ef:05:02| 2)]]. Если великий и всесовершенный Бог, без всякой заслуги со стороны человеков, при всем нашем недостоинстве, так возлюбил нас, что и единородного Сына Своего послал в мир, для нашего спасения: то и мы, подражая примеру Божеской любви, должны любить друг друга. – Пример Божеской любви к человекам, явленной в то время, когда люди прогневали Бога и, закоснев во грехах, как рабы греха, неспособны были любить Бога, обязывает и нас любить не только любящих нас, как любят и язычники, но, по заповеди Христа Спасителя, любить и врагов наших, благословлять клянущих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас, чтобы, по слову Господа, были мы сынами Отца небесного; //потому что Он велит восходить солнцу над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и на неправедных// [[new:mf:05:44|(Мф. 5:44,]][[new:mf:05:45| 45)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас** Если таким образом любовь по своему существу происходит от Бога и, следовательно, наша любовь есть пламя от Божественного пламени; если через любовь Божию из врагов сделались детьми Божиими, то любить наших ближних, даже наших врагов (ср. [[new:mf:18:33|Мф 18:33]]), - наш святейший долг (ст. 11). Кроме того, если любовь по сущности своей от Бога, то наша любовь к ближним заменяет нам недостаток непосредственного созерцания Бога. Бог совершенно недоступен чувственному созерцанию, и никто никогда не видел Бога (ст. 12, cл. [[new:in:01:18|Ин 1:18]]; [[new:in:06:46|6:46]]) в Его существе (см. [[new:1tim:06:16|1 Тим. 6:16]]), лишь в будущей жизни праведники //"узрят Его, яко же есть"// ([[new:1in:03:02|1 Ин. 3:2;]] [[new:mf:05:08|Мф. 5:8]]). Но если любить Бога для нас первейший долг, то возможное наше с Ним общение совершеннейшим образом отражается в нашей любви к ближним: любовь к братьям показывает, что Бог пребывает в нас, и любовь Божия во всей ее полноте и совершенстве имеет в нас свое обитание (ст. 12). //**Толковая Библия.**// [<10>]