[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:13 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 13-15 **о сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам. И мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе** Опять мы здесь имеем непосредственное знание о Святом Духе. Придя в наш мир, Богочеловек принес с собой и Духа Святого. Христос Спаситель на Тайной вечере обещал Своим ученикам и через них и всем последователям их, что Святой Дух засвидетельствует о Нем [[new:in:15:26|(Ин. 15:26)]]. И действительно, это обещание исполнилось. Господь Иисус Христос дарует Духа Святого Своим последователям и исполняет их чувства и уверенностью, и знанием, что Христос есть Богочеловек и Спаситель. Всем Своим Существом, всей Своей Святостью, всеми Своими святыми силами Он пребывал в Церкви и пребывает в ней. И поскольку Господь находится в Церкви, то и мы находимся в Нем посредством святости и божественных сил. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует, что жизнь во Христе есть жизнь во Святом Духе, есть жизнь Святой и Нераздельной Троицы. Святой Дух нам даровал духовное зрение, посредством которого мы видим, что Бог Отец послал Сына Своего, чтобы спасти мир. Так что вся Святая Троица участвует в спасении мира. Итак, мы касаемся Иисуса Христа, и дело спасения становится всегда осязаемым и видимым, поскольку Он есть Сын Божий, посланный от Бога Отца, чтобы совершить дело спасения мира. Это главным образом чувствовали и видели очевидцы воплощения Сына Божия, и по причине этого святой Иоанн, самовидец и свидетель, возглашает: **И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.** Господь Иисус Христос Своим неизреченным человеколюбием совершил спасение мира благоволением Отца и содействием Святого Духа. Но поскольку это есть по преимуществу Его Личное дело, то и имя Его есть Спаситель (Иисус), как не назван ни Бог Отец, ни Святой Дух. Очевидно из всего дела спасения, совершенного Иисусом, что Христос есть воистину Сын Божий, действительно Второе Лицо Святой Троицы, действительно Бог Слово. Кто Его видит и свидетельствует о Нем, тот полностью в Боге Спасителе, и Бог в нем, поскольку это видение и исповедание оживляет верующего и исполняет его всеми заповедями спасения, которые приносят радость в его душу. И в этих заповедях спасения находится Сам Господь со Своими Святыми чисто спасительными силами, присутствует Бог Спаситель. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего** См. Толкование на [[new:1in:04:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 4:11]] ===== Экумений ===== **что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего** Мы узнаем о существовании многих невидимых нам вещей благодаря их действиям. Не важно, что душу никто не видел, но по [производимым ею] действиям и движениям человек узнает, что она находится в нас. Таким образом и любовь Бога к нам мы узнаем как бы через некое движение и действие. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего** **Что мы пребываем в Нем и Он в нас** и проч.: усиление и повторение речи для того, чтобы сильнее напечатлеть в памяти и вместе для некоторого пояснения — о взаимном пребывании Бога в верующем и верующего в Боге см. [[new:1in:03:24|1 Ин. 3:24]] и парал. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего** **Что мы** чрез любовь к ближним вступаем в близкое общение или единение с Богом, **пребываем в Нем и Он в нас**, это познаем из тех даров Духа Божия, которые Он подает нам. – Об этих дарах Святого Духа говорили мы прежде ([[new:1in:03:19#arxiep_evsevij_orlinskij|1 Ин. 3:19-24)]]. Превосходнейший из сих даров Духа Божия есть любовь: потому она и служит ясным доказательством возрождения человека от Бога, усыновления Богу и искреннего общения, и единения человека с Богом. И напротив, в ком нет этой любви к ближним, в том нет и любви к Богу, тот не имеет общения с Богом, как чуждый любви. //Кто говорит//, говорит Богослов, //"я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?// [[new:1in:04:20|(1 Ин. 4:20)]]. Поэтому, кто истинно любит ближнего, тот пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает [[new:1in:04:16|(1 Ин. 4:16)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру** Благодатное теснейшее общение христиан с Богом, составляющее цель человеческой жизни, есть действительный факт, удостоверяемый непосредственным христианским сознанием: христианин внутренне убежден в действительности обладания им дарованиями Св. Духа (ст. 13). Но корень и этого благодатного общения нашего с Богом и любви нашей к ближним заключается в событии послания Богом Сына Своего на спасение мира (ст. 14, см. ст. 9), что Апостол от себя и других самовидцев Слова воплощенного и свидетельствует (ср. [[new:1in:01:01|1 Ин. 1:1-2)]]. Блаж. Феофилакт дает такой перифраз и такое толкование слов Апостола в ст. 11-14: "Говоря о любви к братьям, Апостол в пример любви указал Бога, Который по любви к нам предал Единородного Сына Своего на смерть. Иной, выслушав сие, мог спросить: на каком же основании говоришь ты о предметах невидимых? В ответ на такой вопрос он говорит: я и сам говорю то же, что Бога никто никогда не видал, но из любви друг к другу мы знаем, что Бог есть в нас. И говорит это справедливо, потому что многие невидимые для нас предметы мы познаем из их действий. Например, души никто не видал, но из действий и движений мы убеждаемся, что она в нас есть и действует. Так и любовь Божию к нам мы узнаем через некоторое движение и действие... И сей божественный муж прилично от действия доказывает, что Бог есть в нас. Какое же это действие? Чистая любовь к ближним нашим. Она есть признак нашего пребывания в Нем и Его в нас и потому еще, что Он дал нам от Духа Своего. Ибо чистый рождает чистое и непорочное. И как чрез чистую любовь мы имеем общение с Ним, то отсюда мы, видевшие Его по плоти, познали и свидетельствуем, что Отец послал Его, Спасителя миру". И так, мы и сами видели, и от Единородного, Сущего в недре Отчем [[new:in:01:18|(Ин 1:18)]], слышали, и из действия - взаимной любви познаем, что Бог в нас, и дал нам Духа Своего, и мы в общении с Ним". //**Толковая Библия.**// [<10>]