[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:17 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **о сем совершается любы с нами, да дерзновение имамы в день судный, зане, якоже Он есть, и мы есмы в мире сем** И мы, “пребывая” в Боге, возрастаем непрестанно в любви, совершенствуемся в ней постоянно и безгранично. Как всемощная Божественная сила, любовь не только изгоняет всякий грех из нас, держит нас в святой жизни, Бого-жизни, но и дает нам свободу не бояться страшного Суда. Да, мы находимся в мире зла и греха, но мы не боимся ни зла, ни греха, потому что живем во Христе, живем в Боге. Он тот, Кто в нас и для нас побеждает Своими Божественными силами всякое зло, господствует над каждым грехом. Мы не от мира, но живем в мире во Христе и, таким образом, поступаем в мире сем, как Он. Жизнь Господа – это образец, это пример для нашей жизни в этом мире. Если святой Иоанн Богослов и написал это много позже после Вознесения Спасителя на небо, он использует настоящее время: **якоже Он есть, и мы есмы в мире сем.** Здесь святой нам открывает великое таинство, что Господь наш Иисус Христос пребывает непрерывно в этом мире с Церковью. Ведь, присутствуя в ней, Господь постоянно пребывает с нами в этом мире. Одновременно же Он пребывает и с каждым членом Церкви на протяжении всех веков. Поэтому каждый род верующих может сказать со святым Иоанном Богословом: **якоже Он есть, и мы есмы в мире сем.** Мы в этом мире живем ради Него, якоже Он есть в истине, праведности, в любви, такожде и мы. То, что есть Его, является и нашим. Он нам оставил всего Себя в Церкви и постоянно нам дает Себя, особенно посредством священного таинства Божественной Евхаристии (причастия), и через другие таинства и святые добродетели. Он нам дает всего Себя, чтобы могли и мы жить в этом мире согласно тому, как Он жил, то есть евангельски, Богочеловечески. Главным является евангельская мера, евангельский закон для тех, кто последует Христу: якоже Он есть, и мы есмы и живем, якоже Он есть, и мы ведем себя, якоже Он есть, и мы смотрим на мир и на все, что в мире. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он** Как же мы будем иметь смелость стоять на Суде потому только, что пребываем здесь в любви? – Так, что кто пребывает в любви, тот и здесь в Боге пребывает, а Бог знает сущих Своих, которые, в свою очередь, имеют свидетельство сами в себе, что они – Божии. Как же не иметь дерзновение в день Суда тому, кто имеет любовь здесь ко всем. **Потому что поступаем в мире сем, как Он.** Потому мы будем иметь смелость на Суде, что тогда, как мы подвизаемся в этом мире и выражаем свою любовь к Нему и к людям, Он – также в этом мире – присущ нам, видит все наши дела, мысли и чувства. А Он – будущий Судия наш. Мы исполняем Его заповедь, мы любим Его и своих братий – чего же нам бояться Суда Его? И тогда с нами будет Он же, как и теперь. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он** Он говорит, каким образом каждый испытывает себя в том, насколько любовь в нем достигла совершенства, или, скорее, насколько он сам достиг совершенства в любви. Ибо если любовь есть Бог, то она, как Бог, не убавляется и не прибавляется. Так [только] говорится, что любовь достигает в тебе совершенства, потому что ты достигаешь совершенства в ней. //**Трактат на 1-е послание Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-19 **любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение** Бог есть свет, и святые Его, по изречению Евангелия [[new:mf:05:14|(Матф. 5:14)]], суть свет мира и чужды страха мучения, потому что исполнены любовью к Богу. Хочу, говорит апостол, чтобы вы усовершились в любви так, чтобы в день суда нам иметь дерзновение пред Богом, потому что и Он есть Судия, по собственному Его изречению: //Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну// [[new:mf:05:22|(Иоан. 5:22)]]. И что наше дерзновение будет пред Богом вочеловечившимся, апостол выразил в следующих словах: //поступаем в мире сем, как Он,// то есть когда уже доказали, что Бог в нас и мы в Нем, то мы сами себе свидетели о совершенстве любви. Как Он в мире был непорочен и чист, почему и говорил: //идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего// [[new:in:14:30|(Иоан. 14:30)]]; так и мы будем в Боге и Бог в нас. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно, всегда //нося в теле своем мертвость Его// [[new:2kor:04:10|(2Кор. 4:10)]]. Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха. Ибо, достигши добрыми делами совершенства в любви, будем далеки от страха. В подтверждение сего и прибавляет: совершенная любовь изгоняет страх. Какой же страх? Сам он говорит, что страх мучения. Ибо можно иного любить и по страху наказания. Но такой страх не есть совершенный, то есть несвойствен совершенной любви. Сказав это о совершенной любви, обязательно говорит, что мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас, и как Он прежде сотворил нам благо, то мы тем усерднее должны принуждать себя к воздаянию за оное. Основываясь на словах Давида: //бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его// [[old:ps:033:10|(Псал. 33:10)]], иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем. Страх двоякого рода. Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнью, и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Другой страх - совершенный. Этот страх свободен от такой боязни; почему и называется чистым и пребывающим вовек [[old:ps:018:10|(Псал. 18:10)]]. Что же это за страх, и почему он совершенный? Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовью и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого. **Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас** Под страхом здесь разумеется страх предначинательный. Кто искренно любит Бога, тот творит угодное Ему не по страху наказания, а по влечению к добродетели и по любви к Богу, не ограждая себя даже законным страхом, заключающимся в любви к хорошему. И тот страх, который делает что-нибудь для того, чтобы не подпасть наказанию, тождествен с первым. Посему и прибавлено: //в страхе есть мучение//. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Андрей Монах ===== **любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он** И каким был Он, как Сам сказал: //ибо идет киязь мира сего, и во Мне не имеет ничего// [[new:in:14:30|(Ин 14:30)]], - так же должны быть и мы, чтобы в нас не нашлось ничего, связанного с миром. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он** Потому что, каков Он, таковы и мы в мире сем. Так что, как Он щедр и благочестив, сострадателен и терпелив, таковыми и нам надлежит быть в этом мире. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он** Связь дальнейшей речи с предыдущим такова: **любовь**, по которой Бог пребывает в сердце верующего и он в Боге, так высока в своем совершенстве, что **достигает** до **дерзновения** пред судом Божиим и из сердца верующего совсем изгоняет страх, как чувство, противоположное любви. — **Любовь до того совершенства**: любовь человека к Богу и ближнему и в той даже мере, когда и он пребывает в Боге и Бог в нем, имеет степени совершенства. На высокой степени совершенства она стоит, когда имеет дерзновение предстать в день суда пред страшным судищем Христовым. Это **дерзновение** состоит в непостыдном надеянии на оправдание пред Господом и вечное блаженство в Царстве Христовом (ср. [[new:1in:03:21|1 Ин. 3:21]] и прим.; [[new:1in:02:28|1 Ин. 2:28;]] [[new:1in:05:14|1 Ин. 5:14]]). Такой высоты **совершенства** любовь наша, по милости Божией, **достигает в нас** тем, **что** мы **поступаем в мире сем**, в жизни сей, **как Он** поступал в продолжение земной жизни Своей, идем по стопам Его, по мере нашей веры подражаем Его примеру. «Как Он в мире был непорочен и чист... так и мы будем в Боге и Бог в нас. Если Он есть Учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно... Если мы будем жить так, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха. Ибо, достигши добрыми делами совершенства в любви, будем далеки от страха» (Феофилакт). Тогда исполняется на нас великое слово Христово: //будьте совершенны, как Отец, ваш Небесный совершен// [[new:mf:05:48|(Мф. 5:48)]], и это **совершенство** достигается и достигается любовию, насколько оно может быть достигнуто ограниченным человеком. В любви к Богу и ближнему примером должен быть для нас Христос, и любовь будет совершенна в нас [[new:1in:04:12|(1 Ин. 4:12)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он** Наша любовь к Богу не должна быть только чувством; но истинная любовь, по существу своему, необходимо выражается делами. Если нет дел, соответствующих любви, то нет истинной, совершенной любви. А как должна обнаруживаться совершенная любовь к Богу? Господь Спаситель сказал: //Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный// [[new:mf:05:48|(Мф. 5:48)]]. Чем более мы любим Бога, тем более должны мы подражать совершенствам Отца небесного. Этого требует существо любви. Бог Отец невидим; но Он явил Себя в сыне Своем Иисусе Христе: потому мы должны поступать так, как поступал Иисус Христос. Если, питая крепкую любовь к Богу, будем подражать примеру Иисуса Христа, будем жить, как Он жил, пребывая на земле в естестве человеческом; то будем иметь дерзновение в день суда. Апостолы, как верные последователи Иисуса Христа, верные в любви к Нему, проходя поприще апостольского служения, всегда поступали, как Он поступал. Потому Богослов и говорит: **любовь наша**, – т. е. любовь к Богу и ближним, по заповеди Господней, – такого **совершенства**, чтобы нам иметь **дерзновение в день суда**, – т. е. надеяться оправдания пред Господом и призвания к вечному блаженству, – **достигает в нас** тем, что мы **поступаем в мире**, или в этой жизни, так, **как Он** поступал в продолжение земной жизни; мы подражаем святым делам Его. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** Апостол уясняет вопрос: в чем состоит высшая степень совершенства любви, соединяющей верующих с Богом, и решает этот вопрос в том смысле, что решительным признаком совершенства любви является готовность верующих и любящих безбоязненно предстать в день суда пред страшным судилищем Христовым, - совершенная любовь имеет дерзновение, parrhsian, (ср. [[new:1in:02:28|1 Ин. 2:28;]] [[new:1in:03:21|1 Ин. 3:21;]] [[new:1in:05:14|1 Ин. 5:14]]), т. е. уверенность и мужество быть оправданною на суде Христовом. Для этого необходимо, однако, чтобы "мы поступали в мире сем, как Он" (ст. 17). "Как Он в мире был непорочен и чист..., - так и мы будем в Боге, и Бог в нас. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно... Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха" (Феофил.). Если отличительный признак совершенной любви составляет дерзновение, то противоположное дерзновению чувство страха не должно иметь места не только в самой любви, но и в той области, в которой она действует: //"в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх"//, - разумеется страх рабский, возбуждаемый ожиданием наказания и потому заключающий в себе мучение; и //"боящийся несовершен в любви"// (ст. 18). Основываясь на словах Давида: //"бойтесь Господа, все святые Его..."// ([[old:ps:033:09|Пс. 33:9]]), иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем. Страх двоякого рода. Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнью, и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Другой страх совершенный. Этот страх свободен от такой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века [[old:ps:018:10|(Пс. 18:10)]]. Что же это за страх и почему он совершенный? Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовью и всячески старается о том, чтобы у него ничего не доставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого" (блаж. Феофил.). //**Толковая Библия.**// [<10>]