[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:18 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** **Совершенная любовь**, говорит Иоанн, изгоняет страх, ведь совершенство - это верная любовь человека. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** Итак, не была другой истина, в которую надо было вникнуть, и не другим учение, которое следовало проповедовать, но надлежало, чтобы способность тех, кто обучался, увеличилась, и увеличилась твердость той любви, которая гонит всякий страх наружу и не боится ярости преследователей. //**Проповеди 76.**// ===== Прп. Авва Дорофей ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: **совершенна любы вон изгоняет страх**. Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: //бойтеся Господа вси святии Его// [[old:ps:033:10|(Псал.33:10)]], и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: **совершенна любы вон изгоняет страх**? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: **совершенна любы вон изгоняет страх**. Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: //уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом// [[new:gal:04:07|(Гал. 4:7)]]. Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святый Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: //ныне познах, яко боишися ты Бога// [[old:gen:22:12|(Быт. 22:12)]], сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо (иначе) как бы он сказал: //ныне познах//, когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое, и переселился в чуждую землю, к народу служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх (всего) этого навел (на него Бог) такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: //ныне познах, яко боишися ты Бога//. Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит (Апостол): **любы вон изгоняет страх**; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх. **//Поучение 4. О страхе Божием.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы через них, снова обратились к благочестию. Младенцы ищут Бога, боясь земной опасности, а преуспевающие держатся стремлением, ибо **совершенная любовь изгоняет страх**. В сравнении с той любовью, которая совершенна, эти дарования [говорение языками и тому подобное] еще частичны. И кто пребывает на этой ступени, если будет в небрежении, то случается, что и падет. А кто имеет любовь, тот не может падать. Сказываю же тебе о людях, которых видел, что имели они все дарования и соделались причастниками Духа, но, не достигнув совершенной любви, падали. //**Слово.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** //Вопрос//: Если **боящийся не совершен в любви**, то почему //несть лишения боящымся Его// [[old:ps:033:10|(Пс. 33:10)]]? Если нет лишения, то ясно, что [боящийся] совершенен. Каким же образом **боящийся не совершенен**? //Ответ//: Прекрасное благочиние Божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей направляется к Божественному Единству, называет **"боящимися"** вводимых [в благочестие] и пребывающих еще преддверии божественного храма добродетелей; стяжавших же соответствующий навык в добродетельных помыслах и нравах обычно называет "преуспевающими"; а достигших уже умозрительным путем самой вершины проявляющейся в добродетелях Истины нарицает "совершенными". Итак, ни боящийся Господа, всецело отвратившийся от ветхого жития в тлении страстей и из страха [Божия] предавший всё свое душевное расположение божественным повелениям, не лишен ни одного из благ, приличествующих вводимым [в благочестие], хотя он еще не приобрел навыка в добродетелях и не сделался причастником мудрости, проповедуемой //между совершенными// [[new:1kor:02:06|(1 Кор. 2:6)]]; ни преуспевающий не лишен ни одного из благ, относящихся к его степени, хотя он и не стяжал еще самого ведения божественных [тайн], отличающего совершенных. Опять же те, которые мужественно проходят деятельное любомудрие как не освободившие еще душу от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за "боящихся", которые, согласно блаженному Давиду, нисколько не лишены того, что необходимо для борьбы за истину с супротивной силой, хотя им и не хватает дарованных свыше и распространяющихся в уме таинственных созерцаний, [свойственных] совершенным. А удостоившиеся уже мистическим образом созерцательного богословия, очистившие ум от всякого материального представления и носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты пусть будут для нас "возлюбленными". Итак, согласно блаженному Давиду, //боящимся// (как "боящимся") //несть лишения//, хотя "боящийся" и не обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом, наравне с "любящими" Господа. Ибо //каждый в своем порядке// [[new:1kor:15:23|(1 Кор. 15:23)]] и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания. Поскольку же страх бывает двояким, по написанному: //бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне// [[new:mf:10:28|(Мф. 10:28)]], и: //страх Господень чист, пребываяй в век века// [[old:ps:018:10|(Пс. 18:10)]], и: //велий и страшен есть над всеми окрестными Его// [[old:ps:088:08|(Пс. 88:8)]], то должно исследовать, как **любовь изгоняет страх**, если он пребываяй в век века, а также как Бог пребудет в беспредельные века страшным для всех, кто окрест Его? Или лучше: поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем. Таким образом, созвучны друг с другом пророк и Евангелист: один, говоря, что //несть лишения боящимся// Господа чистым страхом, а другой - что **боящийся** Его как Судью вследствие загрязненной совести **не совершенен в любви**. Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его. Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха. Если угодно, исследуем и что значит //окрест Его// [[old:ps:088:08|(Пс. 88:8)]]. Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под "находящимися позади" будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под "находящимися слева" - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: //В шуйце же ея богатство и слава// [[old:pr:03:16|(Притч. 3:16)]]; под "находящиеся справа" - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо //лета жизни в деснице ея// (там же); под "находящимися спереди" - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу. Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ---- Первый страх любовь совершенная изгоняет вон из души, ее стяжавшей, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: //страхом Господним уклоняется всяк от зла// [[old:pr:15:27|(Притч. 15:27)]]; и: //начало премудрости страх – Господень// [[old:pr:01:07|(Притч. 1:7)]]; ко второму: //страх Господень чист пребываяй в век века// [[old:ps:018:10|(Пс. 18:10)]]; и: //несть лишения боящимся Его// [[old:ps:033:10|(Пс. 33:10)]]. Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения, не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда. //**Главы о любви.**// См. также Толкования на [[old:ps:002:11#prp_maksim_ispovednik|Пс. 2:11]] и [[old:ps:018:10#prp_maksim_ispovednik|Пс. 18:10]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви** Через все нас ведет и во всем нас держит Божественная Христова любовь. Только с ней у нас нет страха. Нас не страшит ни смерть, ни грех, ни дьявол, ни мучения, ни несчастия. В Божественной любви присутствуют все Божественные силы Христа, и если они имеются, то что нас может устрашить? Может быть, смерть или грех, или, может, ад и все силы зла? Ничего из всего этого. Эта любовь, всегда совершенная, если есть в нас, то она изгоняет всякий страх из нас. Поэтому христиане и являются единственными истинными героями в мире, единственными бесстрашными победителями всего “страшного”, всего земного. Только один путь существует, которым любовь Христова печатлеется в нас неизгладимо и глубоко. И этот путь составляют все евангельские добродетели. Евангельская любовь развивается, живет и совершенствуется только посредством остальных евангельских добродетелей: молитвы, поста, праведности, смиренномудрия, надежды и веры. Это путь, который выводит и рождает совершенную любовь. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: **В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.** //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Августин ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** Он истинно говорит. Значит, если ты не хочешь иметь страх, прежде реши, обладаешь ли ты уже **совершенной любовью**, которая **изгоняет страх**. Если же страх исключается до достижения этого совершенства, то надмевает гордость, а не назидает любовь. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** См. Толкование на [[new:1in:04:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 4:17]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** **В любви нет страха** и проч.: все изречение этого стиха составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего стиха — совершенство любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова — //дерзновение//. **Страх** есть в этом смысле понятие, противоположное понятию //дерзновения//, так как **страх** заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви; **страх** и **любовь** — понятия несовместимые. Если любящий брата своего, пребывая в Боге, //достигает// такого //совершенства любви//, что //имеет дерзновение// пред Богом //в день суда//, то душе его не может быть причастен никакой страх, так как любовь изгоняет из души страх. Есть страх рабский, есть страх сыновний. Апостол говорит именно о страхе рабском, который противоположен любви; этот страх возбуждается ожиданием наказания, и потому он заключает в себе муку, или мучение. Этот страх исключается любовию, но ею отнюдь не исключается страх сыновний, или то безболезненное и приятное чувство бдительного внимания к себе и опасения, как бы не сделать чего неугодного Богу. Совершенная любовь освобождает душу от этого рабского страха и вселяет в нее мир и покой и надежду дерзновения, — это высшее состояние счастия человека на земле. — «Основываясь на словах Давида: //бойтесь Господа, все святые Его// [[old:ps:033:10|(Пс. 33:10)]], иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем: **страх** — двоякого рода. Один — предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнию и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это — страх предначинательный. Другой страх — совершенный. Этот страх свободен от всякой боязни, почему и называется //чистым// и //пребывающим в век века// [[old:ps:018:10|(Пс. 18:10)]]. Что же это за страх и почему совершенный? — Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовию и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого» (Феофилакт). — **В страхе есть мучение**: неприятное, тягостное, болезненное чувство и мучительное; это как бы предвкушение будущего мучения грешника, тогда как любовь — предвкушение сладостного, светлого, райского состояния. — **Боящийся несовершен в любви**: кто боится Бога, как раб строгого господина, тот очевидно не имеет сыновней искренней любви и преданности Богу и очевидно **несовершен в любви** к Богу. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** Как совершенная любовь доставляет дерзновение в день суда? – Это раскрывает Апостол из самого свойства такой любви. **В любви нет страха**: говорит Апостол о страхе рабском, который возбуждается в душе ожиданием наказания. Но эта любовь не исключает сыновнего страха, или того безболезненного и приятного чувства бдительного внимания к себе и опасения, как бы чего не сделать неугодного Богу, как бы в чем не нарушить Его заповеди. Эта внимательная заботливость, возвышая деятельность любящего, очищает и совершенствует самую любовь, и тем умножает плоды её – мир и радость в Боге. И это есть основание того дерзновения в день суда, о котором говорит Богослов. Так совершенная любовь изгоняет страх или освобождает душу от рабского страха пред Богом; истинно любящий Бога с детскою преданностью и доверенностью обращается к Нему, просит Его, прославляет Его, уповает на Него, – //взывая//, по слову Апостола, //Авва, Отче// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. **Потому что в страхе есть мучение**. Страх несвойственен любви; страх противен существу любви: любовь есть чувство приятное, радостное; а, страх, напротив, есть чувство неприятное, болезненное, тягостное, мучительное. **Боящийся несовершен в любви**. Кто чувствует в душе рабской мучительный страх пред Богом: тот, явно, еще не достиг совершенной любви, или потому, что не имеет искренней любви, или потому, что любовь его непостоянна, или нетверда, и не оправдывается делами. Если кто боится Бога, как раб строгого господина, то явно, что он не имеет сыновней любви и преданности к Богу, как всеблагому и любвеобильному Отцу. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви** См. Толкование на [[new:1in:04:17#lopuxin_ap|1 Ин. 4:17]] [<10>]