[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:1 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 1-2 **всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его** Сразу [Иоанн] соединил любовь с верой, потому что без любви вера напрасна. Если [поступают] по любви - это вера христиан, а без любви - вера демонов. Но те, кто не верит, хуже демонов. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 1-2 **всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его** **Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного**, а отвергающий Рожденного причиняет оскорбление Родившему. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть и всяк любяй Рождшаго, любит и рожденнаго от Него** Вера в Иисуса как Мессию, как Спасителя мира есть вера в Него как Бога и Господа. И в такой вере находятся все слова о безмерной любви ко Христу. Так что вера и любовь в действительности есть двойственная сила, двойная добродетель. Вера во Христа как Бога и Спасителя любит Христа как Бога и Спасителя. И любовь ко Христу как Богу и Спасителю верит во Христа как Бога и Спасителя. И только это может быть названо верой во Христа, христианской верой. Итак, истинно любит Христа тот, кто любит Его как Бога и Спасителя, а не как нечто меньшее этого. Только такая любовь есть действительная любовь ко Христу. С помощью этих веры и любви ко Христу человек рождается всем своим существом от Бога, поскольку все его существо живет в Боге и ради Бога. В этом состоит благовестие святых слов Божественного Евангелиста. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 1-2 **всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его** Стало быть, кто любит детей Божиих, любит и Сына Божьего, а кто любит Сына Божьего, любит и Отца. Никто не может любить Отца, если не любит Сына, а кто любит Сына, любит и детей Божиих. //**Трактат на 1-е послание Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-2 **всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его** И это говорится в подтверждение вышесказанного. Если мы от Учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что Учитель наш Иисус есть Христос, а Христос Он в том смысле, что есть Бог и вместе человек, должны соблюдать и заповеди Его, как Учителя и как Бога. Веруя же, что Он есть Бог, мы получаем имя детей Его, как и в Евангелии сказано: //тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими// [[new:in:01:12|(Ин. 1:12)]], то есть, которые уверовали в Него, те и стали детьми Его. Если же мы родились от Него, то, без сомнения, должны и оказывать должное Родителю, то есть любить Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него. В подтверждение сего апостол и говорит, что любящий родившего любит и рожденного от него; Потом опять говорит, что любовь к братьям или чадам Божиим доказывает любовь к Родившему. Выше он говорил, что любящий Бога любит и брата своего, а теперь говорит, что любящий детей Божиих любит и Бога, и любовь к брату поставляет доказательством любви к Богу. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Андрей Монах ===== Ст. 1-2 **всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его** Творя добродетели, мы становимся **рожденными от Бога** и детьми и друзьями Его, как Авраам. И опять-таки Иоанн касается учения об истине, разрушая до основ зловерие еретиков. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него** Эти стихи служат разъяснением или развитием предшествующего стиха и потому тесно связаны с ним. В нем апостол кратко и выразительно сказал о любви к Богу и ближним, а в этих указывает и основания к тому, именно: поелику Бог и верующие так близко внутренно и нравственно соединены между собою, то из этого необходимо следует, что истинно любить Бога нельзя, не любя ближнего, и истинно любить ближнего нельзя, не любя Бога. — **Всякий верующий** правым и чистым сердцем и таковую веру исповедующий устами и всею жизнию (ср. [[new:rim:10:09|Рим. 10:9]]), что **Иисус** из Назарета, сын Марии, **есть Христос** — обетованный Спаситель и Искупитель мира, истинный Сын Божий [[new:1in:04:15|(1 Ин. 4:15;]] [[new:1in:02:22|1 Ин. 2:22;]] [[new:1in:04:02|1 Ин. 4:2-3)]], всякий верующий — так **от Бога рожден** [[new:1in:02:29|(1 Ин. 2:29;]] [[new:1in:03:09|1 Ин. 3:9)]], то есть возрожден благодатию, так что стал истинным чадом Божиим [[new:1in:03:01|(1 Ин. 3:1;]] [[new:1in:02:21|1 Ин. 2:21)]]. Таким образом, в рождении от Бога — основание и источник веры, и верующими в Сына Божия могут быть только дети Божии. Вера во Христа и сыновство Богу — понятия соотносительные и одинаковые в своем соотношении. Нельзя веровать во Христа как истинного Сына Божия и Спасителя мира и исповедовать Его, не будучи возрожденным от Бога Духом Святым и чадом Божиим; нельзя быть рожденным, или возрожденным, от Бога истинно и не веровать и не исповедовать Иисуса Христом, истинным Сыном Божиим. — «Если мы от Учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что Учитель наш Иисус есть Христос, а Христос Он в том смысле, что есть Бог и вместе человек, должны соблюдать и заповеди Его, как Учителя и как Бога. Веруя же, что Он есть Бог, мы получаем имя детей Его, как и в Евангелии сказано [[new:in:01:12|(Ин. 1:12)]]» (Феофилакт). **И всякий**, кто имеет такую живую и твердую веру во Христа Иисуса, как необходимое следствие заключает в своем сознании положение: **любящий Родившего**, то есть Бога, общего всем Отца Небесного, **любит** деятельною и сильною любовию **и Рожденного от Него**, то есть своего собрата по духовному рождению, или возрождению, и, таким образом, в его сознании и по самому существу любовь к Богу и любовь к ближнему нераздельны в возрождении; любящий Бога не может не любить ближнего, любящий ближнего не может не любить Бога, внутренняя связь их соединяющая — сыновство Богу. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, то есть любить Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить друг друга и как братья, и как Рожденные от Него» (Феофилакт). Эту высокую истину в разных сочетаниях в своем послании настойчиво утверждает и разъясняет апостол, и с разными оттенками мысли, как и здесь, в рассматриваемом выражении. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него** Предложенные слова св. Иоанна Богослова служат объяснением слов, раскрытых в конце предыдущей беседы: //И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего// [[new:1in:04:21|(1 Ин. 4:21)]]. Показывая тесную связь между собою любви к Богу и любви к ближнему, Апостол говорит: **Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него**. **Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден**. Святой Богослов разумеет веру живую и действующую, или веру спасительную, свойственную христианам, уже возрожденным благодатью Святого Духа. **Всякий** истинно **верующий** и чрез веру приемлющий и содержащий умом и сердцем то учение, **что Иисус есть** обетованный Помазанник – **Христос** и Спаситель рода человеческого, всякий, питающий в себе такую живую уверенность, **от Бога рожден**, благодатью Святого Духа усыновлен Богу, – есть сын Божий. Всякий истинно верующий в Иисуса, как обетованного Спасителя Христа, своею верою показывает, что в нем действует спасительная Благодать, что он принял, по слову Апостола, //Духа сыноположения//, или //усыновления// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. Об этом усыновлении святой Иоанн в евангелии говорит: //тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими//. Также апостол Павел пишет: //никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым// [[new:1kor:12:03|(1 Кор. 12:3)]]. Слова Апостола показывают, что Иисуса Христа, Сына Божия, человек может истинно познавать и исповедовать, как Спасителя и Господа, только при содействии Святого Духа, чрез возрождение Святым Духом. Кто не получил еще Благодати возрождения и усыновления Богу, тот не может истинно веровать в Иисуса Христа Сына Божия; тот не может достойно исповедовать Его, как обетованного и пришедшего в мир Спасителя человеков, единородного Сына Божия. **Всякий любящий Родившего любит и рожденного от Него**. Эти слова показывают, кого разумеет Апостол под верующим, которого называет он рожденным от Отца: он присвояет ему и живую любовь к Родившему, или Богу, возродившему его благодатью – силою Своего Духа, и любовь к возрожденным или детям Божиим, т. е. верующим в Иисуса Христа. Любящий Родившего любит и рожденного от Него: этот порядок отношений, известный в естественной жизни, Апостол указывает и в жизни благодатной, как закон для сынов Божиих, возрожденных Благодатью, согласно тому, как выше сказал: //И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего// [[new:1in:04:21|(1 Ин. 4:21)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки** Указанная выше (гл. IV) Апостолом неразрывная связь любви к Богу и к ближнему здесь раскрывается и уясняется со стороны причины: Бог и верующие, которых Апостол именует рожденными от Бога, столь тесно и нравственно связаны между собою, что любовь к Богу, возродившему людей, должна влечь за собою и любовь к возрожденным Им людям. "Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него" (Феофил). Далее (ст. 2-3) Апостол оттеняет ту мысль, что любовь непременно должна быть деятельною (ср. [[new:1in:02:03|1 Ин. 2:3;]] [[new:1in:03:18|1 Ин. 3:18]]), и свидетельством действительности любви служит соблюдение заповедей Божьих, о которых Апостол здесь замечает, что они не тяжки, как и Сам Господь назвал иго Своих заповедей благим, и бремя их легким [[new:mf:11:30|(Мф 11:30)]], - в смысле, конечно, содействующей благодати по вере в искупительную силу крови Христовой (ср. [[new:1in:01:07|1 Ин. 1:7;]] [[new:1in:02:01|1 Ин. 2:1-2]]). "Заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви брата. Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице, ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить" (Феофил.). Быть может, говоря об отсутствии в заповедях Божиих тягостности по сравнению с благодатными средствами, данными людям в христианстве, Апостол имел в виду лжеучителей, оправдывавших свою нравственную распущенность ссылкою на трудность и мнимую невозможность исполнения заповедей Божиих. **//Толковая Библия.//** [<10>]