[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** См. Толкование на [[new:1in:05:04#svt_kirill_aleksandrijskij|1 Ин. 5:4]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** Удивительно, что Св. Евангелист Иоанн провозглашал уже победу веры Христовой над миром, когда мир далеко не истощил еще против нея своих враждебных сил и средств. Так прозорливо видел Апостол ход дела; так верно предвидел исход. Нам удобнее видеть в совершении то, что он провидел в начатках. Мир Римский (как любила называть себя Римская держава, гордо, но не без основания, потому что в ней заключалось все значительное и сильное в мире), мир языческий, в продолжении нескольких веков, вел войну против Христианства. На стороне мира были: власть, сила, искусство, образованность, многолюдство, народное мнение. Жестокость и ласка, лесть и клевета, угроза и обещание, награда и казнь, обогащение и грабительство, освобождение и порабощение, возвышение и изгнание, умствование мудреца и пытка мучителя, предразсудки и ярость народа, – все превращено было в оружия против Христианства. С другой стороны Христианство являлось без власти, без силы, без искусства, без защиты, без оружия, кроме пренебрегаемаго миром оружия веры в Бога невидимаго и в Сына Его Иисуса Распятаго. Но чем кончилась сия слишком неравная брань? – Мир языческий рушился и разсыпался в прах, а Христианство возвысилось и возгосподствовало, переродив мир в новую жизнь. Воистину, **сия есть победа, победившая мир, вера наша**. **//Слово по освящении храма Св. Архистратига Михаила. 1849 г.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий** См. Толкование на [[new:1in:05:04#prp_iustin_popovich|1 Ин. 5:4]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** Как не побеждать мира тому, кто верует, что Иисус Христос есть всемогущий Бог, Который силен исполнить Свои обетования и никогда не может отречься от того, что обещал? Как не побеждать мира тому, кто верит, что он сядет на одном престоле с Сыном Божиим? //Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем// [[new:otkr:03:21|(Откр. 3:21)]]. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-6 **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию** В словах //всякий, рожденный от Бога,// апостол упомянул об усыновлении Богу и о рождении. А это вместе совершается чрез святое крещение. Посему говорит: **Сей есть пришедший водой и кровию Иисус Христос**, возрождающий и делающий нас сынами Божиими. Ибо это подразумевается и как следствие в словах: рожденный от Бога побеждает мир. Как //рожденный//? **Водой и кровию**. Ибо пришедший Иисус Христос возрождает водой и кровию. И опять прибавляет с повторением слова: не водой только возрождающий, но **водой и кровию**. Ибо хочет прежде доказать прославление усыновляющего нас Христа, потому что прежде усыновлен Богом человек, сущий во Христе, а потом Христос чрез Свое усыновление даровал и нам такое достоинство. А сыновство Его объявлено трижды: один раз при крещении на Иордане, когда Отец свыше свидетельствовал, что крещаемый есть Сын возлюбленный. Итак, Иисус пришел **водой**, то есть объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство Отца при крещении в воде. **Кровию**, когда, идя на крест, говорил: //прославь Меня Ты, Отче!// и когда принесся глас: //и прославил, и еще прославлю,// который слышавшие приняли за гром [[new:in:17:05|(Ин. 17:5;]] [[new:in:12:28|Ин. 12,28-29)]]. **Духом**, когда как Бог воскрес из мертвых; ибо воскрешать Самому Себя свойственно одному только Богу, а словом Дух называется Бог, как можно видеть в изречении: //Бог есть дух// [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]]. Итак, при свидетельстве трех (крещения, креста и воскресения) о сыновстве Иисуса, сыновство Господа непререкаемо. А чрез Свое сыновство, как начаток всего рода человеческого, Он даровал и нам право быть сынами Божиими. И сии три в одном Христе. Ибо это значит выражение: //и сии три едино,// то есть по отношению к свидетельству о Христе. Нужно знать, что некоторые из отцов слово Дух разумели не о воскресении Христа, но об Отце, когда Он воззвал на Иордане: //Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение// [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17)]], так как Бог есть Дух, как мы выше сказали. Сказав это, подтверждает слова свои доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога? Ибо это свидетельство о Сыне Божием, то есть Христе, не от Самого ли Бога? Итак, верующий в Сына Божия, что Он есть Бог, как Сын Божий, имеет свидетельство в Самом Себе, потому что верующий и сам усыновлен чрез Иисуса, усыновленного Богом. А неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя усыновления, а чрез это - жизни вечной, которую и Христос имеет в Самом Себе, как в Евангелии сказано: //в Нем была жизнь// [[new:in:01:04|(Ин. 1:4)]]. Посему кто имеет в себе Сына чрез крещение, тот имеет и жизнь, ибо все мы, крестившиеся во Христа, //облеклись во Христа// [[new:gal:03:27|(Гал. 3:27)]]. А кто не имеет Сына Божия чрез крещение, тот не имеет и жизни, тот мертв. Ибо принимая нас, мертвых прегрешениями, Он воскрешает чрез святое крещение. Каким образом? Потому что кто чрез погружение в крещении спогребся со Христом, тот мертв для мира, то есть для мирских прихотей, и живет уже не для мира, но для Христа. **и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина** //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// См. также Толкование на [[new:1in:05:07#blazh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 5:7]] ===== Экумений ===== **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** См. Толкование на [[new:1in:05:04#ehkumenij|1 Ин. 5:4]] ===== Андрей Монах ===== **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** См. Толкование на [[new:1in:05:04#andrej_monax|1 Ин. 5:4]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** «А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: **и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?**» (Феофилакт). Побеждает мир тот, кто верует, что Иисус из Назарета есть Сын Божий, Искупитель мира. Он победил мир [[new:in:16:33|(Ин. 16:33)]], и этой верой в Него и совершенное Им дело верующий также побеждает мир, враждебный ему. Победный клик Спасителя стал победным кликом верующих о победе их над миром! //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** Какая это вера, дающая силу побеждать мир, – преодолевать все препятствия к исполнению заповедей Божиих? Святой Богослов отвечает: **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?** Это та вера, которая научает нас, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель мира; что Иисус Сын Божий избавил нас от осуждения и вечной смерти; что Он в естестве человеческом победил мир [[new:in:16:33|(Ин. 16:33)]], и нам, верующим в Него, дарует Божественную силу побеждать мир, т. е., при содействии Духа Его, преодолевать все препятствия к исполнению Его заповедей; что Он, Спаситель и Бог наш, и в настоящей жизни дарует верующим благодатные спасительные дары, и в будущем веке уготовал вечную жизнь и невообразимое блаженство. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий** См. Толкование на [[new:1in:05:04#lopuxin_ap|1 Ин. 5:4]] [<10>]