[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:7 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 7-8 **ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном** **Дух**, что есть жизнь, и **вода**, что есть возрождение и вера, и **кровь**, что есть познавание, и **сии три суть едино**. В Спасителе, без сомнения, есть эти приносящие спасение добродетели, и сама жизнь в самом Сыне Его возникает. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Свт. Лев Великий ===== Ст. 7-8 **ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном** Итак, **Дух** освящения, и **кровь** искупления, и **вода** крещения - эти **три суть одно** и остаются нераздельными, и ничто из них не отделяется от соединения своего, потому что кафолическая Церковь этой верой живет, этой верой действует. //**Послания.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **яко трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть** Это составляет всю истину о Троическом Божестве. Опытный факт, но и интеллектуальная недоступность. Божественная сущность есть без границ: и глубины, и ширины, и высоты, – и выше, и глубже всех человеческих границ познания, разумения и чувствования. И это естественно, потому что искусная сущность земного материального мира имеет необъяснимую глубину и ширину и не доступна человеческому пониманию. Но и эта жизнь, которой мы живем, которая является для нас самой непосредственной реальностью, очень глубока, широка и выше человеческой логики и понимания. Из этого громадного преисполненного океана жизни только время от времени мы понимаем некоторые элементы, владеем только минимальным количеством знания. Этот океан изливается и разливается посредством Его, то есть Бога, Который не только знает конец каждой вещи, но знает и бесконечно, вечно и нескончаемо. Это в величайшей мере относится к жизни и Божественной сущности Пресвятого Троического Божества. Поэтому мы знаем только то, что нам доступно и опытно дано. И это нам дано сполна с воплощением Бога Слова и вселением Святого Духа в Богочеловеческое тело Церкви. Нам дано от Троического Божества все необходимое для спасения от греха, смерти и дьявола, чтобы мы наставлялись Божественным совершенством и посредством священных таинств и святых добродетелей к достижению “охристосывания”, одухотворенности, обожения и “отроичевания”. То, что Бог есть Троическая сущность – это реальность, которой непрерывно жительствуют “через Отца”, “Сыном”, “во Святом Духе”. Эта истина полностью открыта в Богочеловеке и исполнена в Церкви. Об этом свидетельствует вся благодатная, но и повсюду истинная жизнь Церкви. И это она свидетельствует в реальных, опытных, очевидных событиях, истинность которых человечески реальна и логически неоспорима. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 7-8 **ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном** Что же истекло из Его ребра, кроме таинства, которое принимают верные? **Дух, кровь, вода**. Дух, который Он испустил, и кровь и вода, которые Он пролил. От этой крови и воды, как на то указывается, родилась Церковь. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-12 **ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь, и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни** И сии три суть во едино, то есть по отношению к свидетельству о Христе показывают, что Он усыновлен Богом Отцом, и что Сам получил, то передал и достойным, верующим во имя Его. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино** Свидетели небесные — возвышенные, невидимые, неприступные; свидетели земные более близкие к нам, более доступные нам, подлежащие нашему наблюдению, мысли, чувству. **Три свидетельствующие на небе** высокие и непостижимые в своем Божественном существе суть: Бог **Отец**, непререкаемо свидетельствовавший о Сыне Своем многократно, например при крещении [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17)]], при преображении [[new:mf:17:05|(Мф. 17:5)]]; о свидетельстве Бога Отца о Нем неоднократно говорил Сам Христос [[new:in:05:31|(Ин. 5:31—32,]] [[new:in:05:37|37;]] [[new:in:08:16|Ин. 8:16—18;]] [[new:in:10:25|Ин. 10:25)]]. — **Слово**, Бог Слово воплотившееся, Единородный Сын Божий, Иисус Христос многократно свидетельствовал о Себе как Сыне Божием (ср. [[new:in:01:18|Ин. 1:18;]] [[new:in:03:11|Ин. 3:11;]] [[new:in:08:14|Ин. 8:14;]] [[new:in:10:36|Ин. 10:36;]] [[new:mf:26:64| Мф. 26:64;]] [[new:mk:14:62|Мк. 14:62)]]. — **Дух Святой** свидетельствовал о Христе Сыне Божием в Ветхом Завете чрез пророков, которые говорили о Христе по вдохновению от Святого Духа [[new:2pet:01:21|(2 Пет. 1:21)]], в Новом Завете — при бессеменном зачатии Христа от Девы Марии от Духа Святого [[new:lk:01:35|(Лк. 1:35)]], при сошествии на Иисуса Христа в виде голубя при крещении [[new:mf:03:16|(Мф. 3:16;]] [[new:in:01:32|Ин. 1:32)]]; о таковом свидетельстве неоднократно говорил Сам же Иисус Христос ([[new:in:14:26|Ин. 14:26]] и парал.). **Сии суть три** Лица достопоклоняемой Троицы во едином Божественном существе, и потому свидетельство их есть единое тройческое Божественное свидетельство о Христе, Сыне Божием, почему апостол и говорит: **и Сии три суть едино**, по существу, воле и действию. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино** См. Толкование на [[new:1in:05:06#arxiep_evsevij_orlinskij|1 Ин. 5:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино** См. Толкование на [[new:1in:05:06#lopuxin_ap|1 Ин. 5:6]] [<10>]