[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:10 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **веруяй в Сына Божия, имать свидетельство в себе: не веруяй Богови, лжа сотворил есть Его, яко не верова во свидетельство, еже свидетельствова Бог о Сыне Своем** См. Толкование на [[new:1in:05:09#prp_iustin_popovich|1 Ин. 5:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** См. Толкование на [[new:1in:05:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 5:7]] ===== Андрей Монах ===== Ст. 10-11 **верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его** После этого свидетельства Бог нам дал и иное свидетельство - Он дарует жизнь вечную верующим в Сына Его. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 10-11 **верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его** Не Бог делает самого себя лживым, ибо Он возвещает истину, но человек неверующий является лживым, потому что сам не верит, что Христос в высшей степени истинно есть Бог. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** Напротив, кто не верует Богу, а следовательно и свидетельству Его о Сыне Своем, и не принимает сего свидетельства, тот представляет Его лживым и Себе неверным ([[new:1in:01:10|1 Ин. 1:10]] и прим.), и это неверие Богу неверующего тем виновнее и гибельнее для него, что он не верит в высочайшее свидетельство Бога о Сыне Божием [[(new:1in:05:09|ст. 9)]]. «Неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это — вечной жизни» (Феофилакт). Сие внутреннее свидетельство есть чувство или сознание верующим присутствия в себе его жизни вечной в общении с Богом Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, так как имеющий Сына, вместе со Отцом в нем пребывающего, имеет и жизнь вечную, а не имеющий не имеет (разъяснение этих понятий см. в прим. к [[new:in:01:01|Ин. 1:1-2;]] [[new:in:02:25|Ин. 2:25;]] [[new:in:03:09|Ин. 3:9;]] [[new:in:01:04|Ин. 1:4;]] [[new:in:03:15|Ин. 3:15;]] [[new:in:14:06|Ин. 14:6]] и парал. и прим.). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** Святой Иоанн, – раскрыв великое Божественное свидетельство, которое дают нам свидетели небесные и свидетели земные, о которых слышали вы в предыдущей беседе, т. е. свидетельство о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, обещанный Спаситель мира, – показывает в предложенных теперь словах, что Божеское свидетельство, утверждающее веру во Христа, можем мы видеть и в самих себе, питая в своей душе эту победоносную над миром веру. **Верующий в Сына Божия**, говорит Апостол, **имеет свидетельство в самом себе**. Какое это свидетельство? Из последующих слов Апостола, которые теперь же рассмотрим, увидим, что это то свидетельство, удостоверяющее о Божественности веры в Иисуса Христа, на которое указывал Господь, говоря: //Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю// [[new:in:07:16|(Ин. 7:16,]][[new:in:07:17| 17)]]. Это внутренняя сила и благотворность верою усвояемого Божественного учения. Это залог Духа в сердцах наших [[new:2kor:01:22|(2 Кор. 1:22)]], печать Святого Духа [[new:ef:01:13|(Еф. 1:13)]], выражающаяся в благодатных плодах Его. А кто не принимает, чрез веру, Божеского свидетельства об Иисусе Христе; кто не верует, что Он есть Сын Божий, истинный Бог, Спаситель рода человеческого; тот тяжко согрешает. **Не верующий Богу**, говорит Богослов, **представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем**. Чем выше те свидетельства, которые удостоверяют нас в Божественности веры в Иисуса Христа, той веры, что Иисус Христос есть истинный Бог и Спаситель мира; что //нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись// [[new:act:04:12|(Деян. 4:12)]], кроме имени Господа Иисуса; тем виновнее неверие в Него. Это – неверие Богу, потому что все свидетельства, доказывающие, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира, не человеческие свидетельства, но Божеские, или такие свидетельства, которыми Бог удостоверяет человеков, что Иисус Христос есть истинный единородный Сын Божий, посланный в мир для спасения человеков, //дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную// [[new:in:03:16|(Ин. 3:16)]]. //А неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия// [[new:in:03:18|(Ин. 3:18)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-13 **верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную** Кроме небесного и земного свидетельств, вера в Иисуса Христа имеет в пользу истинности своей сильное внутреннее свидетельство самого верующего: для верующего и живущего во Христе истинность веры выше всяких сомнений, поскольку вера есть постоянный факт его сознания (ср. [[new:in:07:16|Ин. 7:16;]] [[new:rim:08:16|Рим. 8:16;]] [[new:1in:01:10|1 Ин. 1:10]]). Наоборот, кто не верует в свидетельство Божие, тот считает его ложным, следовательно, Самого Бога представляет лживым (ст. 10); - "неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это жизни вечной" (блаж. Феофил.). Между тем истинная вера носит в себе несомненный залог вечной жизни (ст. 11-12, ср. [[new:1in:01:04|1 Ин. 1:4]]). В ст. 13 "выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам, как наследникам вечной жизни. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиньями непохвально" [[new:mf:07:06|(Мфю 7:6)]] (Феофил.). И дальнейшие стихи, 14-21, составляя органическую, неотъемлемую часть послания, имеют характер заключения, в котором повторяются главнейшие мысли послания, с прибавлением, впрочем, одной новой мысли о ходатайственной молитве за согрешающих братьев (ст. 15-16). //**Толковая Библия.**// [<10>]