[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 1:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием** См. Толкование на [[new:1kor:01:04#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 1:4]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко во всем обогатистеся о Нем, во всяком слове и всяком разуме** «**Во всем обогатистеся**. Чрез кого? – Опять чрез Него (то есть Господа Иисуса Христа). И не просто **обогатистеся**, но **во всем**. Итак, у вас есть богатство, и богатство Божие, и во всем, и чрез Единородного; какое неизреченное сокровище» (святой Златоуст). Причину представляет, почему сказал, что благодать дана им о Христе Иисусе. Потому, говорит, что если вы богаты всем в духовном отношении, то богаты чрез Него. Припомните, что вы были, и посмотрите, что стали теперь. Ничего того не было у вас, что теперь имеете; но как только уверовали и прилепились к Господу, видите, как стали богаты в духе. Или удар мысли на во всем, и яко οτι – относится к //благодарю//. Благодарю Бога за благодать – что всем обогатил вас. **Во всяком слове и всяком разуме**. «Вот частные виды духовных дарований, ибо сказано: //овому дадеся слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе// [[new:1kor:12:08|(1 Кор. 12, 8)]]» (Феодорит). Под **словом** можно разуметь Слово Божие – Божественное откровение, все, что угодно было Богу открыть в Господе Иисусе Христе и чрез Апостолов сообщить людям. Все это Слово, говорит, вам передано, вы им обогащены. Далее прибавляет: **и разуме**. Не слово только вам передано, но и смысл его истолкован, и вы доведены до разумения его; все домостроительство спасения вы разумеете полно, богато. Итак, Апостол хотел выразить: вам сказана вся воля Божия и вы ее уразумели, то и другое богато. Это вам дар о Христе Иисусе от Бога Отца. И я благодарю Его ради сего за вас. Или под **словом** разумеет Апостол дар слова, не естественный, но благодатный, дар ясно, точно и убедительно излагать Божественное учение. И мысль его такая: не только вы полно все разумеете, но и умеете все хорошо высказать. Так святой Златоуст: «**во всяком слове** – не внешнем, но Божием. Есть разумение без слова, и есть разумение с словом. Есть много имеющих разум и не имеющих слова, каковы невежды и не умеющие ясно выразить того, что содержат в уме. А вы, говорит, не таковы, но способны и разуметь, и говорить». Так и все наши. Поелику неисправности у коринфян были и в употреблении дара слова, то очень уместно допустить, что сей дар и здесь разумеет Апостол. Дар слова, или достодолжного предлагания учения христианского в Церкви есть дар высокой цены. Он выше разумения: ибо этим в себе только богатится человек, а тем богатит и других. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Потому что в Нем (εν αύτω) вы обогатились всем** Выражение **в Нем** опять употреблено вместо: "чрез Него (δι’ αυτού)". Итак, когда у вас есть богатство, и богатство Божие, и во всем, и чрез Самого Единородного, то как же вы, неблагодарные, назначаете себе учителями людей? **Всяким словом и всяким познанием** Есть и слово без разума, когда, например, кто говорит пустое, без всякой мысли. Есть и разум без слова, когда кто мыслит о высоких предметах, а для выражения их не находит слов. Но вы имеете и слово, и божественный разум, так что можете и мыслить, и говорить. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием** **Познание** только обнаруживает **знание**, а слово истолковывает познанное. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием** Это означает, что, поскольку коринфяне остались тверды в принятой благодати и в слове истины восприняли духовное знание, Бог творит благодать в них. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием** //Потому что//... Здесь Апостол указывает на новый факт, который доказывает действительность факта, упомянутого в 4-м стихе. Только из нового благодатного состояния коринфян могло произойти то изобилие духовных дарований, каким владела Коринфская Церковь. - //Словом// (λόγος). Здесь Ап. разумеет те дарования, какие выражались во вдохновенных речах верующих (дар языков, пророчества, учения - см. ниже гл. [[new:1kor:12:start|XII-XIV]]). //Познанием// (γνω̃σις). Тут Ап. имеет в виду //уразумение// истории нашего спасения и применение христианских догматов в жизни. - Замечательно, что Ап. говорит о //дарах// Духа, а не о //плодах// Духа, как напр. в посл. к Солун. ([[new:1sol:01:03|1 Сол I:3]]; [[new:2sol:01:03|2 Сол I:3]] и сл. ). Этих "плодов" Духа - веры, надежды и любви - следовательно у коринфян было еще слишком немного, чтобы за них благодарить Бога. См. также Толкование на [[new:1kor:01:04#lopuxin_ap|1 Кор. 1:4]] [<10>]