[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 2:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете** Вот еще другое важное обстоятельство. Не только верующие – люди простые, не только проповедующий – человек простой, не только способ учения исполнен простоты, не только самый предмет проповеди может смущать, так как предмет этот – крест и смерть; но вместе с тем были и другие препятствия, именно опасности и козни, ежедневный страх и гонения. Немощью он часто называет гонения, как например //«и немощи плоти... моей вы не презрели»// [[new:gal:04:13|(Гал.4:13–14)]]; и еще: //«если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею»// [[new:2kor:11:30|(2Кор.11:30)]]. О какой немощи? Языческий //«правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня»// [[new:2kor:11:32|(2Кор.11:32)]]. И еще: //«посему я благодушествую в немощах»//, а в каких, объясняет далее: //«в обидах, в нуждах,... в притеснениях»// [[new:2kor:12:10|(2Кор.12:10)]]. То же говорит и теперь; сказав: **«И был я у вас в немощи»**, он не останавливается на этом, но, чтобы показать, что под немощью он разумеет опасности, присовокупляет: **«и в страхе и в великом трепете»**. Что это? Неужели и Павел боялся опасностей? Да, боялся и сильно боялся. Ведь он был хотя и Павел, а все же человек. И это не вина Павла, но слабость (человеческой) природы, а вместе и похвала его воле, если он, даже боясь смерти и ран, под влиянием страха не делал ничего недостойного. Потому те, которые говорят, что он не боялся ран, не только не делают ему чести, но и много унижают его достоинство. Если бы он не боялся, то какая твердость, или какое любомудрие было бы в перенесении бедствий? А я потому и удивляюсь ему, что он, хотя боялся, и не просто боялся, а трепетал бедствий, однако всегда подвизался со славой и ни при какой опасности не ослабевал, очищая вселенную и везде, на земле и на море, посеевая семена проповеди. //**Гомилия 6 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас** И речь моя у вас была проста, не красна и предмет речи такой, который одним казался соблазном, другим безумием, наконец и внешний мой вид и положение мое внешнее не имели ничего представительного. **В немощи**, кто разумеет слабое вообще здоровье, или прилучившуюся тогда болезнь, кто – слабость голоса, кто – бедность, нищенской вид, кто – другое что. Приводим речь святого Златоуста, объясняющую весь этот текст. «Вот еще другое обстоятельство. Не только верующие – люди простые, не только проповедующий – человек простой, не только способ учения исполнен простоты, не только самый предмет проповеди может смущать (слушателей), ибо этот предмет – крест и смерть; но вместе с тем были и другие препятствия, именно – бедствия и козни, ежедневные опасности и гонения. Немощию он часто называет гонения, как например: //аще хвалитися ми подобает, о немощи моей похвалюся// [[new:2kor:11:30|(2 Кор. 11, 30)]]. О какой немощи? – //Языческий князь Арефы царя стрежаше Дамаск град, яти мя хотя// (ст. [[new:2kor:11:32|32]]). И еще: //темже благоволю в немощех; а в каких, объясняет далее: в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах// [[new:2kor:12:10|(2 Кор. 12, 10)]]. То же говорит и теперь, ибо сказав, //и аз в немощи//, он не останавливается на этом, но дабы показать, что под немощию он разумеет опасности, присовокупляет: **и страсе и трепете мнозе бых в вас**. Что это? Неужели и Павел боялся опасностей? – Боялся и сильно боялся. Ибо он был хотя и Павел, но вместе и человек. Это не вина Павла, но слабость (человеческой) природы, а вместе и похвала его произволению, если он, и боясь смерти и ран, от страха не делал ничего недостойного. Посему те, которые говорят, что он не боялся ран, не только не делают ему чести, но и много унижают его достоинство. Ибо, если бы он не боялся, то какая твердость или какое любомудрие было бы в перенесении бедствий? А я потому и удивляюсь ему, что он, хотя боялся, и не просто боялся, а трепетал бедствий, однако всегда подвизался со славою, и ни при какой опасности не ослабевал, очищая вселенную и везде, на земле и на море, посевая семена проповеди». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете** **И я в немощи и страхе и трепете многом**, а совсем не в гордости и похвальбе, **был у вас**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете** Не только, говорит, я пришел к вам бедным по слову, но и жил между вами в немощи, и страхе и трепете, то есть среди гонений, искушений и бесчисленных опасностей. Ибо сам он как человек боялся опасностей, даже трепетал их; посему и достоин большой похвалы, что, будучи с нами одного естества, превзошел нас своей волей. Выше сказанными словами он показывает могущество Христа, то есть что Он преодолел столько препятствий, и вместе низлагает гордость коринфян, полагавшихся на мудрость, богатство и силу. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете** Христа в безумии от премудрости человеков возвещающий, Павел вызывал к себе ненависть и гонения, как если бы о пустом деле извещал, а также провозглашал вражду к иудеям и язычникам. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете** Апостол хорошо сознавал, что выступать в Коринфе только с одним возвещением о Христе распятом, было с его стороны большим риском. Чувство немощи переходило у него в прямой страх за исход своего предприятия и даже сопровождалось некоторого рода телесным потрясением (трепетом). И в самом деле, Ап. пришел собственно проповедывать язычникам, к которым он не мог обращаться с указанием на то, что на Христе исполнились ветхозаветные пророчества, как делал он это обращаясь к иудеям. Прибегать же к языческой мудрости он также не хотел. Отсюда понятна была его тревога. См. также Толкование на [[new:1kor:02:01#lopuxin_ap|1 Кор. 2:1]] [<10>]