[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 2:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** См. Толкование на [[new:1kor:02:09#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 2:9]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** Те, кто стяжал Святого Духа, **проницают глубины Божии**, то есть становятся истолкователями образов, скрытых в пророчествах. //**Строматы.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия** Домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе совершено воочию всех; и никто не уразумел его. Сами Апостолы до удостоверения в воскресении Господа были в крайнем недоумении от крестной смерти. Естественно спросить: да как же вы теперь знаете тайны сего премудрого домостроительства, и видите, яже уготова Бог любящим Его? – Апостол отвечает: **нам Бог открыл Духом Своим**, то есть Духом Святым, для Коего, как единого от Святой Троицы, ничего нет сокровенного в тайнах Божества. **Нам**. Кому? – Очевидно святым Апостолам, а потом по их руководству и всем верующим; ибо и всех научает тот же Дух Святой. Он и обращение устрояет, и веру образует, и на жизнь укрепляет, и чрез очищение сердца вводит всякого христианина в созерцание таин Божиих. В сем отношении, нам противополагает Апостол князьям века со всеми сынами его. Святой Златоуст говорит: «Как же мы познали это? **Нам же**, говорит, **Бог открыл есть Духом Своим**. Не внешнею мудростию, которой, как презренной рабе, не дозволено входить внутрь и видеть тайны Господни. Видишь ли, какое различие между тою и другою мудростию? Одна научила нас тому, чего не знали Ангелы; а внешняя сделала противное: не только не научила, но еще служила к тому препятствием и, когда уже все совершилось, затмевала события и уничижала крест. Таким образом, Павел воздает нам честь, показывая, что мы не только научились, и притом вместе с Ангелами, но и научились от Самого Духа. Но вместе с тем он показывает и важность знания, давая разуметь, что если бы нам не открыл этого Дух, ведущий тайны Божии, то не познали бы и мы. Так Бог благоволил хранить дело это в тайне. Посему мы имели нужду в таком Учителе, который бы знал это ясно. Таков и есть Дух Божий.– **Дух бо испытует вся, и глубины Божия**. Здесь слово **испытует** означает не неведение, а точное ведение. Такое же выражение он употребляет и о Боге, когда говорит: //испытаяй же сердца весть, что есть мудрование Духа// [[new:rim:08:27|(Рим. 8, 27)]]»,– вся ведает, то есть все сущее и бывающее. Но может быть не знает того, что сокрыто в Боге?! – Нет, знает и все то, что сокрыто в сокровенностях Божества,– испытует самые глубины Божии,– так что ничего не остается для него тайного и сокрытого. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** **Нам же открыл Бог чрез Духа** Своего: или чрез чудеса, кои совершал чрез них, или же это есть то, что сказал (Господь): //Духа Утешителя пошлет к вам Отец Мой во имя Мое, Он научит вас всему// [[new:in:14:26|(Ин. 14:26)]]. **Ибо**, говорит, **Дух все изследует**, то есть - открывает. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** Принял ты Духа, испытующего **«и глубины Божии»** [[new:1kor:02:10|(1 Кор. 2:10)]], не для того, чтобы постигнуть естество Божие, как утверждает повредившийся в уме Евномий, но чтобы глубоко и премудро прославлять тебе Господа. Ибо говорит Апостол: //«аз себе не у помышляю достигши: гоню же аще и постигну»// [[new:fil:03:12|(Фил. 3:12—13)]]. **//Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** См. Толкование на [[new:1in:03:02#prp_maksim_ispovednik|1 Ин. 3:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** И этого свидетельства достаточно для доказательства истины, ибо принявший откровение Духа Божия из этого же откровения принял и знание о свидетельстве. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим** Кто-нибудь мог спросить: если не приходило на сердце человеку, то как вы узнали об этом? Отвечает: Бог открыл нам Духом, а не человеческой мудростью. Ибо она и не достойна была, и не могла видеть тайн Божиих. **Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия** Таково, говорит, было это таинство и столь сокровенно что мы не могли бы познать его ни от кого, если бы не научил нас Дух, который знает и глубины Божии. Слово **проницает** показывает не неведение, но совершенное знание, подобно как и об Отце сказано: //Ты испытуешь сердца// ([[old:ps:007:10|Пс. 7:10]]), вместо: знаешь глубину сердец. Можно и так понимать: говорится, что Дух проницает тайны Божии, в том смысле, что Он услаждается созерцанием их. Совершенное знание Духа показывает и в последующих словах. Ибо как человеческий дух знает, что в человеке, так, говорит, и Дух Божий; знает, что принадлежит Богу. Отсюда узнаем, между прочим, что Дух не иной сущности в сравнении с Отцом, подобно как и дух человека не иной в сравнении с человеком. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** Дух таков, что может все проницать. Человеческая душа не может все проницать, но подобало, чтобы в нас возобладал Дух, дабы Он пребывал в нас, **проницая все, и глубины Божии**. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** Бог через Дух Свой открыл все это верующим, поскольку божественное не познается без Духа Божия, Который от Бога. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии** Как, теперь, сам Апостол познал эту премудрость Божию? Он и его помощники (//а нам// - ср. ст. [[new:1kor:02:06|6]] и [[new:1kor:02:13|13]]) получили это познание путем откровения //(Бог открыл)//. Ап. разумеет здесь то первоначальное просвещение светом Евангелия, которое он получил непосредственно от Бога при своем призвании на апостольское служение и о котором он говорит в посл. к Галатам [[new:gal:01:12|(Гал. 1:12-16)]]. Откровений удостаиваются и обыкновенные верующие (ср. [[new:ef:01:17|Еф. 1:17]]), но эти откровения, можно сказать, имеют уже второстепенное значение и представляют собою воспроизведение перво-откровения, которого удостоились первые провозвестники христианства и которое заключено потом в священные писания Нового Завета как руководящее начало христианской жизни (ср. [[new:in:17:20|Ин. 17:20]]). - Средство, чрез которое Апостол получил это откровение, был //Дух Божий//. Этот Дух дает всякое познание, потому что Ему все открыто. - //И глубины Божии//, т. е. Существо Божие, потом свойства Божии, Божественные планы и решения. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:1kor:02:06#lopuxin_ap|1 Кор. 2:6]] [<10>]