[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 2:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога** См. Толкование на [[new:1kor:02:09#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 2:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованая нам** Апостолу предлежало сказать: сего-то Духа, ведущаго глубины Божии и все Божие, мы и прияли; но как чрез противопоставление мысль утверждаемая становится яснее, то он наперед сказал о духе мира, что не его прияли мы,– не этот дух прияли, пред которым затворена дверь таин Божиих,– и который как сам во тьме сидит, как тьмою покрывает и всех, которые хотя мало нечто вдохнут его в себя. И князья века с сынами его исполнены духа, который тоже ведает глубины, но не Божии, а сатанины. Или сатана сам и есть этот дух мира, который омрачает разум неверных, чтобы не воссиял в них свет благодатный. Всячески дух мира здесь не есть идея,– или образ мыслей и начинаний сынов мира, надежды, ими питаемые, цели, ими преследуемые, обычаи и нравы, заправляющие всем среди их,– но дух, властвующий над всем этим, все это приводящий в движение и кружащий тем миролюбцев. Так заставляет полагать противопоставление его Духу Божию. Не этого духа, но **Духа, Иже от Бога** прияли мы,– от Бога – εκ θεου – из Бога, то есть Духа, из Бога Отца исходящего. Апостолы приняли Его в день Пятидесятницы. От них потом приняли Его и все верующие чрез возложение рук (миропомазание). Так началось, так и доселе есть. В каких общинах нет сего таинства, там нет и Духа Божия. Если без Духа Божия нет ведения христианства истинного, то следствие очевидно. Говорить можно, но не в наученных Духа. **Да вемы, яже от Бога дарованная нам**. «Сам, от Отца исходящий, Дух научил нас сокровенным тайнам» (Феодорит). «Свет есть Дух Божий, и мы прияли сей свет, да им просвещаемые, узрим сокровенное доселе. Что же именно? – То, что даровано нам от Бога, даровано по домостроительству Христову, то есть как Он за нас умер, как соделал нас сынами Богу и как спосадил в себе на небесах одесную Отца; так что Духа не имеющие не ведают сего» (Экумений). Это ведение Божественное действительно воссияло на земле со времени сошествия Святого Духа, и доселе Им хранится в Церкви Божией и Им сообщается достойным. Апостол говорит не о себе только и своем времени, но о христианах во все времена. Написано это в книгах Нового Завета; всякий читать может и оглашаемым ко крещению все то передается. Но ведение настоящее всего всегда сообщается Святым Духом. Вера сильная и искренняя преданность Богу делают душу хартиею, на которой Дух Божий начертывает тайны Божии. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога** Мы же не иного (мира сего) духа приняли, но Духа (сущего) от Бога, **дабы** чрез Него **знать дарованное нам от Бога**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога** Приняли мы Духа, подобно Апостолу, не для того, чтобы в точности познать, что такое естество Божье, но чтобы уразуметь нам те бесчисленные благие дары, какие дарованы нам Богом и о которых предлагаем слово поучающимся [[new:1kor:02:12|(1 Кор. 2:12)]]. **//Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога** Апостол показал, что Пресвятой Дух не есть часть творения, но имеет существование от Бога. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога** Духом мира сего назвал человеческую мудрость. Не эту мудрость мы приняли, для того, чтобы она не сделала нашей проповеди тщетной и бесполезной; нет, учителем нашим был Дух **от Бога**, то есть существо, единосущное Богу, происходящее из Его сущности. **Дабы знать дарованное нам от Бога** Дух, говорит, есть свет, и сей-то свет мы приняли, чтобы, просвещаясь от него, узнали сокрытое доселе. Что же это такое? **Дарованное нам от Бога**, то есть все, что относится к домостроительству Христову, именно: как Он умер за нас, как сделал нас чадами Божиими, как в Себе и нас посадил одесную Отца. Следовательно, те, которые не имеют Духа, не знают тех тайн. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Экумений ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога** **Духом мира** апостол называет, как мне кажется, человеческую премудрость и образованность. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога** Дух мира таков, которым одержимы фанатики, которые без Бога. И есть тот среди мирских дух могущественнейший, который прорицает на основе мирских догадок, и его-то называют пифическим. Он есть тот, который правдоподобием обманывает и обманывается; он есть, который говорит через сивиллу , следует за нашими настроениями, хочет занять место на небесах. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога** Дух Божий противоположен //духу мира сего//. Под //духом мира сего// Ап. разумеет богоподобную душу человеческую с ее высокими способностями, которые в людях гениальных возвышались до необыкновенной силы и благодаря которым человечество владеет многими великими произведениями философии и искусства. Все таки - хочет сказать апостол - как ни драгоценны творения этого человеческого духа, они никак не могут сравняться с тем, что дано некоторым избранникам Духом Божиим. Апостол называет этот Дух - Духом, Который //исходит от Бога//(εκ), чтобы показать, что Его нельзя смешивать с духом человеческим. - //Дарованное нам//, т. е. все спасительные блага: ниспослание Сына Божия, искупление Им человечества, оправдание, освящение и проч. Все это можно, конечно, постигнуть и простою, непосредственною верою, но можно также и узнать(ειδέναι), т. е. постигнуть это во всей ширине и глубине, сознать вполне величие этих благ, что и дается Духом Божиим. См. также Толкование на [[new:1kor:02:06#lopuxin_ap|1 Кор. 2:6]] [<10>]