[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 2:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** См. Толкование на [[new:1kor:02:14#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 2:14]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется** Сопоставляет Апостол кругозор духовного человека и человека душевного. Хотя он не называет последнего, но очевидно, что его он разумеет под немогущим востязывать духовного. Духовный, говорит, обсуждает, обозревает и определяет **вся**: свою область духовную он востязует, ибо в ней пребывает, почему и знает ее, как знают обыкновенно дом, в котором живут; и душевную область востязует и обозревает, и понимает, ибо хотя он не в ней уже, но знает ее хорошо, потому что столько томился под игом ее, знает все извороты душевности и все, на чем она опирается и куда метит, когда то или другое говорит, то или другое начинает. С первых слов он узнает душевного и духовного и соответственно тому распоряжается своим поведением в отношении к ним. Душевный же человек не может понять духовного ни с какой стороны, ибо то, в чем тот живет, для него неведомая земля. Видит только, что он не тот и что вместо того, чтоб в известном случае ожидать такого-то проявления в нем, является в нем совсем другое. И это для него непостижимо. Ни образа мыслей его, ни правил жизни понять и объяснить он себе не может. Для душевного человека духовный не понятен, не востязуется им. Тут бывает то же что, например, когда, в двух или трехэтажном доме человек, живший в нижних этажах, переходит в верхний. Он свой этаж хорошо знает, знает и нижние этажи, а те, которые живут в нижних этажах, и которым не удавалось побывать в верхних, ничего тамошнего не знают и судить о том не могут. Святой Златоуст говорит: «Видящий видит все и даже то, что относится к невидящему; а что к нему относится, того не видит никто из невидящих. Так и здесь, мы знаем и свое, и все то, что относится к неверным, а они нашего не знают. Ибо мы знаем, каково свойство предметов настоящих и каково достоинство будущих, что будет с миром впоследствии, какое понесут наказание грешники и чем будут наслаждаться праведники; знаем, что блага настоящие не имеют никакого достоинства, и обличаем ничтожность их, а будущие – вечны и неизменны. Духовный знает все это, и то, какое понесет наказание человек душевный в жизни будущей, и то, чем будет наслаждаться верующий, переселившись отсюда а душевный не знает ничего такого». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** **Духовный же человек**, в коем совершаются дела Духа, между тем как **все изследует, сам же ни от кого не изследуется**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** См. Толкование на [[new:1kor:02:14##prp_makarij_velikij|1 Кор. 2:14]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** Почему? Потому что он имеет ум Христов, совершенный, светлый, между тем как люди века сего имеют ум, потемненный страстями, несовершенный; потому духовный человек легко видит недостатки в словах или в произведениях людей века сего, между тем как люди, кои века сего, не могут обличить слова или произведения людей духовных в их недостатках по причине совершенства, правильности их воззрения на предметы. Куторга роскошь почитает делом невинным. Как это дико! **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** Кто сподобился благодати Духа, тот сам способен учить других, а в обучении другими не нуждается. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** Духовный, говорит, знает все; знает, что все здешнее временно, а будущее постоянно; знает, что он получит спасение, а неверные будут наказаны. Поэтому и обличает их, **а о нем судить никто не может**, то есть не его не могут обличать, ибо тот, кто видит, видит и свое, и то, что принадлежит невидящим; напротив, они, как слепцы, не видят ни своего, ни того, что принадлежит ему. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** **Духовный** способен **судить о всем**: об эллинском, варварском, премудром и безумном. **А о нем судить никто не может** из-за величия его духа и помыслов. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может** Поскольку истинная мудрость духовная, то есть верующих, каждый высказывает то, во что верит, и так сами судят обо всем. По их образу неверие различено будет, **а о верующем никто судить не может**. Кто может осудить говорящего истину? Когда же обстоит так, что все враги веры ложное держат за верное, они уже сами осуждены в заблуждении своем. Ибо, как говорит Господь, //неверующий уже осужден, потому что не уверовал// [[new:in:03:18|(Ин 3:18)]]. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** Кто человек душевный и кто духовный - узнавать это апостол имеет способность, как и всякий духовный человек. В [[new:1kor:02:15|15-м]] ст. Ап. утверждает, что такая способность действительно существует, а в [[new:1kor:02:16|16]] прибавляет, что этою способностью владеет и он, Павел. - //Судит о всем//. С горы легко видно, что делается внизу, между тем как снизу часто не видно, что происходит на горе. Так и душевный человек не понимает ничего духовного, а духовный понимает все - и доброе, и злое в общественной и личной жизни. - //Ибо кто познал//... Ап. заимствует это выражение из кн. Исаии [[old:is:40:13|(XL:13]] по тексту LXX). Он указывает здесь, очевидно, на особые, полученные им, откровения, каких не удостоился никто из коринфских христиан (мы противополагается слову //с вами// - в [[new:1kor:03:01|III гл. 1 ст.]]). - //Ум Господень// (νου̃ς) - это не то же, что //Дух Господень//. Это выражение обозначает мысли Божии относительно человека и лучшие средства к осуществлению этих мыслей. Дух же означает орган, через который эти мысли сообщаются духовному человеку. - //Мы имеем ум Христов//, т. е. мы обладаем знанием всех мыслей и планов Христовых и знаем, как привести их в исполнение. Кто к таким людям относится с недоверием, тот, значит, не доверяет Самому Христу. См. также Толкование на [[new:1kor:02:06#lopuxin_ap|1 Кор. 2:6]] [<10>]