[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 2:16 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** Чтобы не обвиняли меня в том, что прежде принимал, а теперь отвергаю веру возлюбленного Виталия, которую он изложил письменно, по требованию блаженного Дамаса, Епископа Римского; то и о сем объяснюсь кратко. Когда они богословствуют при искренних своих учениках и посвященных в их тайны, подобно как манихеи при своих так называемых избранных, тогда, обнаруживая перед ними весь свой недуг, едва присваивают Спасителю и тело. Но когда общими понятиями об очеловечении, какие представляет Писание, бывают обличены и приведены в затруднение, тогда исповедуют благочестивые речения, но касательно ума прибегают к хитрости; не говорят, что Христос есть человек, не имеющий души, слова и ума и несовершенный; но вместо души, слова и ума вводят самое Божество, будто бы соединено было с плотью Оно одно, а не что-либо ваше и человеческое, хотя безгрешное выше нашего естества и есть очищение наших немощей. Таким образом, и сии слова: **«мы же ум Христов имамы»**, толкуют они худо и весьма нелепо, под умом Христовым разумея Божество, а не как мы понимаем, что имеющими ум Христов называются очистившие свой ум через подражание тому уму, какой ради нас воспринят Спасителем, и по возможности сообразующиеся с этим умом; равно как можно было бы сказать, что имеют плоть Христову те, которые обучили плоть свою и в этом отношении стали //«стелесниками и спричастниками»// [[new:ef:03:06|(Еф.3:6)]] Христовыми. И //«якоже облекохомся во образ перстнаго»//, так сказано, //«да облечемся и во образ небеснаго»// [[new:1kor:15:49|(1Кор.15:49)]]. **//Послание 4, к Кледонию против Аполлинария.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** См. Толкование на [[new:1kor:02:14#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 2:14]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** «**Мы ум Христов имамы**», — сказал святой апостол Павел от лица всей христианской Церкви. Мы, христиане, должны мыслить, должны рассуждать, должны говорить, как мыслил, понимал, говорил вочеловечившийся Бог наш. Такое единение с Господом должны по преимуществу тщательно насаждать, тщательно возращать, тщательно сохранять в себе пастыри Церкви, как носящие на себе священнейшую обязанность руководить к добродетели и спасению все христианское братство. //**Аскетические опыты, том 2.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кто бо разуме ум Господень, иже изъяснит и? Мы же ум Христов имамы** Причину приводит, по которой никто из душевных духовного человека понять и обсудить не может. Ибо, говорит, чтó в духовном человеке есть, тó есть ум Христов,– дух Христов, Христовы у него созерцания, Христовы расположения, Христовы силы, планы, надежды – все Христово. Христова же ума, ума Господня никто из душевных разуметь не может, так чтобы понятно было в нем все. Как этого никто из них не может разуметь, то не может разуметь и духовного, потому что у него тот же ум. Слова: **иже изъяснит и**,– кто относит к уму Господню, так: кто знает ум Господень, чтоб ясно понимать его и согласовать с своими понятиями? (Феофилакт). Кто относит к духовному человеку, так: кто разумеет ум Господень, чтоб понять и обсуждать духовного человека? А в нас, духовных – Христов ум, то есть Господень. Главная мысль и при том, и другом разумении сих слов остается одна и та же: духовная область – с тем, что в ней содержится, и с лицами и предметами – недоступна для душевного человека: понять он в ней ничего не может, не только как она есть в себе, но и как открывается в лицах, духовно живущих. Вот что говорит на это святой Златоуст: «**Ум Христов имамы**,– то есть мы знаем то, что в уме Христовом, чего Он хочет и что открыл нам. Так как Апостол выше сказал, чтó Дух открыл нам, то, дабы кто не отверг Сына, присовокупляет, что и Христос открыл, выражая не то, будто мы знаем все, что знает Христос, но что все наше знание не есть человеческое и потому подверженное сомнению, но есть знание ума Христова и духовное. Разумение, какое мы имеем, есть Христово, то есть познание, которое мы имеем о предметах веры, есть познание духовное, а потому действительно о нас судить никто не может, ибо человек душевный не может знать предметов Божественных. Посему Апостол и сказал: **кто бо разуме ум Господень**, утверждая, что наше разумение этих предметов есть Его разумение. И слова: **иже изъяснит и** – он прибавил не напрасно, но соответственно вышесказанным словам, //духовный ни от единаго востязуется//.– Видишь ли, как разнообразно он опровергает внешнюю мудрость и показывает, что духовный человек знает больше и лучше? Мы только таким образом (то есть имея ум Христов) можем видеть и познавать предметы высокие, таинственные и находящиеся выше нас; а разум оказался недостаточным, потому что посредством мирской мудрости мы не можем постигнуть то, что выше нас.– **Мы же ум Христов имамы**,– то есть духовный, Божественный, не имеющий в себе ничего человеческого; Свое ведение Христос сообщил нашему разуму. И Христос Сам доказательством совершенного дружества представляет то, что Он открыл нам тайны: //не ктому//, говорит, //вас глаголю рабы... вы друзи Мои есте... яко вся, яже слышах от Отца, сказах вам//, то есть вверил вам [[new:in:15:14|(Ин. 15, 14–15)]]. Если же и одно только доверие служит знаком дружества, то помысли, какую любовь выразил Он, вверив нам тайны не на словах только, но сообщив их нам на самом деле. Устыдимся же; и если не слишком устрашает нас геенна, то пусть будет для нас страшнее геенны – оказаться непризнательными и неблагодарными к такому другу и благодетелю». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** **Ибо, кто познал ум Господень**, кроме того, кто будет причастником его? Подобно тому как говорят: прежние праведники, кои были участниками богопочтения, волю Божию познали, - тоже **и мы**, своим участием в страданиях Христа, приняли **ум Христов**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** Что значит: **«мы ум Христов имамы»** [[new:1kor:02:16|(1 Кор. 2:16)]]? То, что, так как владычественное мое (ум) очищено, я чисто и возвышенно мыслю, и житие мое светло. **//Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** Ум Христов, который воспринимают святые по глаголу: **Мы имеем ум Христов**, не рождается в нас вследствие силы мышления; [не является] он и составной частью нашего ума и не перемещается сущностным и ипостасным образом в наш ум, но [ум Христов рождается] как сила, своим качеством делающая ясным наш ум и сообщающая ему действие, направленное на нее. Ибо обладать умом Христовым, как я это понимаю, значит [постоянно] мыслить по Господу и всегда мыслить Его. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** Апостол достаточно доказал, что божественное учение ни в чем не нуждается. Ибо если Бог всяческих не только ни в чем не нуждается, но и Его премудрость непостижима, а эту премудрость Он передал нам, то и мы не нуждаемся в учении так называемых мудрецов. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его** Духовный ум называет умом Господним. Слово **судить** (συμβιβάσει) стоит вместо: исправить (διορθώσεται). Выше сказав: **о духовном судить никто не может**, теперь доказывает, что сказал это справедливо. **Ибо кто познал ум Господень** так, чтобы решился **судить его**, то есть исправить? Ибо если никто не может даже знать ум Господень, а таков ум человека духовного, то тем более не может учить его и исправлять. **А мы имеем ум Христов** Не дивись, говорит, что духовного человека и ум его я назвал умом Господним. Все **мы имеем ум Христов**, то есть все, что мы ни знаем, открыл нам Христос, и разумение (τον νουν) свое относительно вещей божественных имеем от Христа; другими словами: знание, какое мы имеем о духовных предметах веры, имеем от Христа, так что подлинно никто не может нас судить. Некоторые, впрочем, умом Христовым называли Отца, а другие - Духа. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Экумений ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** **Умом Христовым** апостол называет Отца. Мы имеем в себе, говорит он, Отца Христова. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** Мы также имеем **ум Господа**. Говорит это Павел потому, что мы, верующие, принимаем свою часть в Божественном промысле. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов** См. Толкование на [[new:1kor:02:15#lopuxin_ap|1 Кор. 2:15]] [<10>]