[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** См. Толкование на [[new:1kor:03:01#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:1]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** Не случайно, братья возлюбленные, старейшины наши прибегали к аналогии с коровами: подобно тому, как у вымени коровы имеется два отделения, которыми она вскармливает своего теленка, так и отцам нашим приходится питать народ христианский из двух источников - Ветхого Завета и Нового. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Млеком вы напоих, а не брашном; ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне** **Млеком** называет Апостол начатки христианского учения, а **брашном** – полное преподание премудрости Божией, в тайне сокровенной. Первое прилично младенцам о Христе, а второе – мужам совершенным. Как вы еще младенцы, то я и преподал вам только начатки учения, и напоил вас им, как детей поят молоком. «Учение, говорит, соразмерял я с немощию слуха и подражал отцу, который новорожденным младенцам предлагает соразмерную с возрастом пищу» (Феодорит). Чтó млеко и чтó брашно в христианском учении? Один толковник, отвечая на это, говорит: **млеко** – фактическая сторона устроения спасения, а **брашно** – восхождение к основаниям, почему так, и проведение к следствиям, что из того. Это можно принять. Ибо верующий, приступающий к Господу, должен веровать, что Бог, в Троице поклоняемый, мир создал и о нем промышляет, что Он, создав человека по образу и подобию Своему, поставил его в раю для блаженной жизни, что он пал и от падения своего восставляется только Сыном Божиим воплотившимся, Который, воплотившись, умер на кресте и тем спас падшего, что верующий и крещаемый вступает в общение сей смерти и получает новую жизнь, в коей с помощию благодати среди скорбей и лишений в борьбе со страстьми и похотьми, пребыв верным Господу чрез исполнение Его заповедей, делается он достойным того, что по втором пришествии Господь прославит его с Собою в Царствии Небесном. Такие очерки всего домостроительства спасения часто делает святой Павел в посланиях. И можно положить, что это служило для него символом, какой преподавал он всем, оглашая их в первый раз призывания к вере и спасению. Это же, конечно, преподал он и коринфянам и теперь называет млеком. Тут точно все факты содержатся, то уже совершившиеся, то имеющие совершиться. Когда созерцание христианское углубится в них и дойдет до основания, и пройдет до следствий, тогда получится брашно духовной мудрости, от преподавания которой Апостол воздержался в Коринфе. **Не у можасте**. Что тогда не могли, не дивно, ибо только приступили к Господу; но что и **доныне** (когда писалось послание) **не могут**, это заставляет предполагать большие препятствия к духовному преспеянию в порядках обычной коринфской жизни. Может быть, они те же, что и во всех столичных и вообще в больших городах,– слишком большое развитие плотской, самоугодливой жизни. Во внешней мудрости они преуспевали, а в духовной отставали, не от того ли, что они одна с другою не уживаются. Пять лет уже, как христианами, а все дети. Поелику Апостол говорит, то надо положить, что так и было, то есть что коринфяне и не могли, и не могут еще (в час писания послания) принять уроки духовной премудрости Божией. Святой Златоуст говорит: «Если они не могли в начале, то это, может быть, зависело от сущности самих предметов, хотя и такого оправдания, как он доказал, представить они не могут, ибо потому, говорит, предметы были для них невместимы, что сами они были плотяны. Впрочем, в начале это было еще не столь предосудительно; а не достигнуть ведения предметов совершенных в течение столь долгого времени, это уже знак крайней беспечности». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** См. Толкование на [[new:1kor:03:01#prp_efrem_sirin|1 Кор. 3:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** //Кого и почему напоевает Павел млеком, как младенцев?// Спрашиваешь: если закон, как данный младенцам, есть нечто младенческое, то почему же и первоначальное учение о Христе опять есть младенчество, по слову Апостола: **млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте**? Итак, слушай: Евангельское слово, приняв от закона младенцев, не имело возможности преподать им чистое и всесовершенное ведение, во всей полноте показать открываемую в нем истину превосходящих ум тайн. Как например, представляющим в Боге и Ипостась так же, как и Сущность, единою, показать, что Сущность Божия пребывает в Единице, но открывается в Троице? Поэтому благовестие снова пользуется законом для утверждения и убеждения обучаемых им, из закона представляя свидетельства о совершенных догматах. Так Ап. Павел напоевает **млеком** новорожденных людей Господних, премудро обучая их совершенству младенчеством закона. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** См. Толкование на [[new:1kor:03:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 3:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** Я соразмерял учение, говорит апостол, с немощью слуха. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** Так и закон иногда предлагает мягкую пищу, а иногда твердую. Например, обратимся к рассказу о змеях, из-за ропота истреблявших сынов Израиля. Если мы будем читать упрощенно, то говорим: «Не будем роптать, как возроптали некоторые из них и погибли от змей». Если же слушатель сможет услышать таинственное слово, мы говорим [ему], кто такие эти змеи, кто змей, повешенный на древе, и как спасается взирающий на того змея. //**Фрагменты.**// ===== Севериан Габальский ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** Апостол иносказательно называет **молоком** еще и наставление язычников и уверование через знамения, а **твердой пищей** - возвещение Божественных учений. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** Хотя вы и были заново рождены во Христе, но при этом не были готовы к восприятию духовного, восприняв веру уже как семя, но еще не как плод, чтобы удостоиться слова совершенного и усвоить его, и как малые дети тянулись к восприятию несовершенной пищи духовной. Апостол же Павел, человек Божий, есть еще и врачеватель духовный, и он каждому по силам его передавал так, чтобы никто через несовершенство свое или неопытность не претерпел соблазна в вещах небесных....Он ясно показывает, что не должно было им слушать то, что окрепшим говорится. **Да и теперь не в силах**. То есть и теперь вы **плотские**. Таким образом он отвечает также тем, кто в нетерпении утверждал, что они давно уже не слышали ничего духовного, в том смысле, что и сейчас они не достойны еще слышать духовное. Псевдоапостолы же в силу лицемерия своего всем без разбора передавали свое, не делая различий в лицах, не заботясь о приемлемости сказанного. Известно, однако, что Господь и Творец наш Христос иначе говорил ко всем, иначе с учениками, и даже среди апостолов с различной мерой близости, ибо троим Своим ученикам открыл славу Свою на горе, завещав молчать о том до дня Своего воскресения из мертвых. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах** См. Толкование на [[new:1kor:03:01#lopuxin_ap|1 Кор. 3:1]] [<10>]