[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог** См. Толкование на [[new:1kor:03:06#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти** Объясняет, что каждому из них дал Господь сделать в насаждении в коринфянах веры. «Я, говорит, посеял слово; а дабы семена не засохли от искушений, Аполлос прибавил нечто со своей стороны; но все было делом Божиим» (святой Златоуст). «Успех зависит от благодати Божией» (Феодорит). Слушающие внимают проповеди и желанием склоняются принять ее. Бог запечатлевает сие желание благодатию, и оно становится делом. Принявшим веру предлежит жизнь по вере, и она невозможна без Божией благодати. Желание возводит до усердного действования и во все время действования поддерживает терпение в трудах по нему,– как вообще в жизни, так и в каждом частном деле и начинании – Бог. Если рост в духовной жизни определяется действованием, то очевидно, почему говорит Апостол: **Бог возрасти**.– Но что же возрасти, когда они еще плотские? – Во-первых, веру: ибо они в вере были крепки; во-вторых, в известной степени и жизнь по вере. Ибо упоминаемые Апостолом недостатки нравственные касались частных лиц: в общности же у них проявлялись порывы и к совершеннейшей жизни, как видно из вопроса их о безбрачной жизни.– Можно и так сказать, что Апостол не высокую степень роста духовного в них определяет, а только хочет внушить, что все, что есть в них доброго, духовного,– все то Бог в них возрастил, а они с Аполлосом были только орудия сеяния добрых семян, которые тоже получены от Бога. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог** Ибо, хотя **я насадил, Аполлос полил, но Бог возращение дал**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог** Я, говорит, первый посеял проповедь; Аполлос же постоянным своим учением не дал семени засохнуть от зноя искушений лукавого, но возрастил вас Бог. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог** Я насажден в доме Господа, то есть в Церкви; не в стенах ее, а в учении. И всякий, насажденный в доме Господнем, пускающий корни в нем, приносит плоды. //**Трактат на Псалмы (Псалом 91).**// ===== Амвросиаст ===== **Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог** **Сажать** здесь означает благовествовать и к вере привлекать; **поливать** означает крестить торжественными словами; отпускать грехи и Духом наделять - только Богово. Если же Бог дает исцеление, нет в этом славы человеческой. Знаем же, что Дух Святой без возложения рук дается Богом, и случалось даже некрещеным получать отпущение грехов. Не крещен ли невидимо он (сотник Корнилий), когда получил дар крещеных? //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий** //Я насадил//, т. е. основал Церковь в Коринфе. - //Аполлос поливал//, т. е. содействовал расширению и утверждению Церкви. Ап. говорит о таком служебном значении по отношению только к себе и Аполлосу не присоединяя сюда Ап. Петра, потому что иудействующие могли бы в противном случае сказать, что он намеренно унижает Ап. Петра, авторитет которого они часто противопоставляли авторитету Ап. Павла. - //Есть ничто// правильнее: не есть что-то (особенное). См. также Толкование на [[new:1kor:03:05#lopuxin_ap|1 Кор. 3:5]] [<10>]