[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-9 **посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение** **«Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий»** [[new:1kor:03:07|(1Кор.3:7)]]. Видишь ли, как он смягчает речь свою, чтобы они не ожесточились, если бы он сказал: кто такой-то и такой-то? То и другое неприятно, т. е. сказать ли: кто такой-то и такой-то, или сказать: **«и насаждающий и поливающий есть ничто»**. Чем же он смягчает эти слова? Тем, что принимает уничижение на свое лицо: //«кто Павел, кто Аполлос?»//, и тем, что все относит к Богу, даровавшему все: сказав, что он насадил и что насаждающий есть ничто, присовокупляет: **«но возращающий Бог»**. Не останавливается и на этом, но для той же цели присовокупляет еще следующее: **«насаждающий же и поливающий суть одно»** [[new:1kor:03:08|(1Кор.3:8)]]. Вместе с тем он этим внушает, чтобы они не превозносились друг пред другом. Одно называет их в том отношении, что они ничего не могут без возращающего Бога. Этими словами он не дозволяет и много трудившимся превозноситься пред теми, которые совершили менее, и последним завидовать первым. Но чтобы не подать повода к нерадению той мыслью, что все, и много и мало трудящиеся, суть одно, он далее, смотри, как предупреждает это: **«но каждый**, – говорит, – **получит свою награду по своему труду»**. Как бы так говорит: не бойся, когда я говорю, что они суть одно; они одно по отношению к делу Божию, но не одно по трудам своим, а **«каждый получит свою награду»**. Внушив то, что хотел, он потом еще более смягчает речь и с любовью говорит им приятное столько, сколько можно. **«Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение»** [[new:1kor:03:09|(1Кор.3:9)]]. Видишь ли, как он и им (учителям) приписывает не малое дело, доказав наперед, что все принадлежит Богу? Он всегда увещевал повиноваться предстоятелям; потому не слишком уничижает и учителей. **«Вы Божия нива»**. Сказав: //«я насадил»//, он продолжает метафору. Если же вы – Божия нива, то вам следует носить имя не возделывающих, но Божие, так как нива называется именем не земледельца, а господина ее. **«Вы Божие строение»**. Также и строение принадлежит не строителю, а господину. Если же вы – строение, то вам не должно распадаться на части; иначе не будет и строения. Если вы – нива, то вам не должно разделяться, но ограждаться одним оплотом единомыслия. //**Гомилия 8 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог** «Ибо без Божия содействия напрасен труд» (Феодорит). Почему «все и относит Апостол к Богу, даровавшему все» (святой Златоуст),– «научая, что Ему единому должно внимать, и к Нему относить все, утверждающееся в нас доброе» (Феофилакт). Насаждаяй же и напаяй – не суть что-либо, решительно и исключительно важное в деле устроения вашего спасения. Труд их не ничто, как после скажет, но ваше обращение к вере и ваше утверждение в ней действовалось среди вас не их силою. Мы говорили слово, но с словом шла благодать и совершила в вас веру. Мы совершали для вас таинства, но благодать вселилась в вас и стала обитать в вас не от нашего действования, а от Божия устроения (Августин de gratia Christi L. 1, c. 25). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий** Итак, не от учителей ваших и не от ваших наставников, но от Бога возращающего. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий** Итак, если даже апостолы не смогли бы ничего насаждать и орошать, когда бы Бог не давал прироста, то сколь более это правда обо мне и тебе, и любом человеке нашего времени, считающем себя учителем. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий** Смотри, как, уничижая себя и Аполлоса, делает сносным уничижение мудрых и богатых начальников коринфских, научая, что к Нему относит все даруемые нам блага. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий** Без содействия Божия наш труд тщетен. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий** И посаженное, бывает, умирает, и политое, бывает, мало плодоносит, если Бог не дает жизненную силу. В отношении почитания Бога человек есть ничто и нужен лишь для услужения. И почитается не более как слуга и не иначе, ибо иное - к оскорблению Бога. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий** См. Толкование на [[new:1kor:03:06#lopuxin_ap|1 Кор. 3:6]] [<10>]