[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду** См. Толкование на [[new:1kor:03:07#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:7]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду** Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки-Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых, и в надежде великого от Господа мздовоздаяния, обещанного чрез Апостола Павла, что **«каждый получит свою награду по своему труду»** [[new:1kor:03:08|(1 Кор. 3:8)]], и во всем том, что написано подобного сему к возбуждению в каждом собственного его тщания, или терпения во славу Божью. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Насаждаяй же и напаяяй едино суть; кийждо же свою мзду приимет по своему труду** **Едино суть**,– как орудия, чрез кои действует Бог. У Него же и ослица говорит, и камение возопиют, если то занадобится. «**Едино** называет их в том отношении, что они ничего не могут без возращающего Бога» (святой Златоуст). «Потому что оба одинаково служат Божией воле» (Феодорит), которая действует чрез них, не поколику один таков, а другой инаков, а поколику то ей угодно. «Но, будучи одно по отношению к делу Божию, они не одно по трудам своим» (святой Златоуст). «Не просто, говорит, по исполнению дела, но по труду в деле. Один часто с большим удобством приводит к Спасителю двести, а другой, подъяв большой труд, одного или двоих освобождает от прелести. То же видеть можно в рассуждении поста и целомудрия. Один, вспомоществуемый природою, без трудов преспевает в целомудрии; другой, борясь с естественными наклонностями, с великими трудами достигает желаемого. Один, имея горячее сложение, с большим мучением ждет вечера, не вкусив пищи; другой проводит два и три дня, не вкушая пищи, и однако же не терпит большого труда. Посему-то праведный Судия взирает не на дело, а на труд» (Феодорит). Какое утешение высказано здесь трудящимся над чем-либо добрым, в себе или других, и не видящим успеха! – Святой Златоуст ту и цель видит в прибавлении сих слов Апостолом, чтобы у достигших многого без большого труда отъять повод к превозношению, а много трудившимся и мало успевшим доставить утешение,– всех же воодушевить на труд во благо свое и других. Трудись: мера труда – мера воздаяния. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Насаждающий же и поливающий суть одно** Они ничего не могут сделать без помощи Божией, в этом отношении они - одно; как же вы превозноситесь друг пред другом, когда вы одно? **Но каждый получит свою награду по своему труду** Легко могло случиться, что те, которые более прочих трудились в делах веры, сделались бы беспечными, услышав, что все одно; поэтому тотчас объясняет свое выражение и говорит, что все одно только в отношении к их бессилию сделать что-либо без помощи возращающего Бога. Что же касается воздаяния, то каждый получит награду по своему труду. Не сказал: по своему делу, но: **по своему труду**, ибо что нужды, если кто и не совершил дела? По крайней мере, он трудился. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду** Они - **одно**, но получит награду все же **каждый**, поскольку различается труд их... Хотя они и одно, все же благо вествующий выше крещающего - оттого и разделил апостол награду им; и сказанное не только к этому имеет отношение, но и на чистоту учения распространяется, ибо большей награды достоин тот, кто передает учение в его сохранности. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду** В противовес стремлению коринфян установить какую-то противоположность между деятельностью Павла и деятельностью Аполлоса Ап. указывает здесь на единство своих целей с целью, какую имел в виду Аполлос. Оба возделывают одну и ту же ниву Божию, - **но каждый получит награду по своему труду**, т. е. по мере того, насколько он был верен в исполнении своих обязанностей, какие возложил на него Господь. Коринфяне сравнивают одного проповедника с другим и, след. могут только сделать сравнительную оценку их деятельности, а Бог вознаградит каждого сообразно с тем, насколько каждый использовал данные ему от Бога способности. См. также Толкование на [[new:1kor:03:05#lopuxin_ap|1 Кор. 3:5]] [<10>]