[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-23 **И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий** Далее апостол показывает и способ, каким Бог уловил их, присовокупляя другое свидетельство: **«Господь знает умствования мудрецов, что они суетны»** [[new:1kor:03:20|(1Кор.3:20)]]. А когда беспредельная Премудрость произносит о них такой суд и представляет их такими, то какого другого требовать доказательства крайнего их безумия? Человеческие суждения часто погрешают, а суд Божий всегда праведен и нелицеприятен. Воздав таким образом славу суду Божию, он с большой силой обращается к поучаемым и говорит: **«итак никто не хвались человеками, ибо все ваше»** [[new:1kor:03:21|(1Кор.3:21)]]. Опять повторяет прежнее и показывает, что они не должны гордиться и духовными дарованиями, потому что ничего не имеют от себя самих. Итак, если внешняя мудрость вредна, а духовные дарования ваши не от вас, то чем вы можете хвалиться? Касательно внешней мудрости он говорит: **«никтоже себе да прельщает»**, потому что она служила им ко вреду; а здесь, где дело идет о предмете полезном, говорит: **«никтоже да хвалится»**, и смягчает речь свою следующими словами: **«ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий»** [[new:1kor:03:21|(1Кор.3:21–23)]]. Так как он сильно тронул их, то опять ободряет. И выше он говорил: //«ибо мы соработники у Бога»// [[new:1kor:03:09|(1Кор.3:9)]], и многим другим утешал их; и здесь говорит: **«все ваше»**, чтобы низложить гордость учителей и показать, что они не только ничем не обязали учеников своих, но еще сами обязаны им благодарностью, потому что для них сделались учителями и получили благодать. А так как и ученики могли хвалиться, то он уврачевал и их болезнь словами: //«поскольку каждому дал Господь»//, и: //«возрастил Бог»// [[new:1kor:03:05|(1Кор.3:5–6)]], чтобы и те не гордились, как подающие, и эти не превозносились, услышав: **«вся... ваша суть»**. Ведь хотя все и для вас, но все от Бога. Заметь, как он доселе продолжает ставить свое имя и имя Петра. А что значит: **или смерть**? Учители, хотя бы умирали, умирают для вас, подвергаясь опасностям для вашего спасения. Видишь ли, как он опять низлагает гордость учеников и превозносит учителей? Он беседует с ними, как бы с благородными детьми, имеющими пестунов и долженствующими наследовать все. Также можно сказать, что для нас и смерть Адамова, чтобы мы вразумились, и смерть Христова, чтобы мы спаслись. **Вы же Христовы, Христос же Божий**: Иначе мы – Христовы, иначе Христос – Божий, и иначе мир – наш. Мы – Христовы, как творение Его; Христос – Божий, как истинный Сын Его, а не как творение и не так, как мир – наш. Таким образом здесь, хотя выражение одно, но смысл различный. Мир – наш, как созданный для нас; Христос – Божий, потому что имеет виновником Своим Бога, как Отца; а мы – Христовы, как сотворенные Им. Если же, говорит, учители – ваши, то для чего вы поступаете напротив, называя себя именами их, а – не Христа и Бога? //**Гомилия 10 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И паки: Господь весть помышления человеческа** (в подлиннике греческого Апостола: **мудрых**)**, яко суть суетна** [[old:ps:093:11|(Пс. 93, 11)]] У пророка стоит: **помышления человеческа**; но Апостол поставил: **помышления мудрых**. Не у всякого только человека помышления суетны, но и у самих мудрецов. «А когда беспредельная премудрость произносит о них такой суд и представляет их такими-то, какого другого требовать доказательства крайнего их безумия?» (святой Златоуст). В чем суетность? – В тщетности: надеются на них, а из них ничего прочного не выходит. Думают мудрые, что своими соображениями дошли наконец до истины,– так всякий философ думал,– а истины в них не было. Думают на земле устроить рай, и все он не устраивается, а между тем в толк никто не возьмет, что это пустое начинание и что его следует бросить: все строят и строят. Думают, что за пределами видимости ничего более нет, а между тем там-то и есть настоящая существенность. И в других многих отношениях помышления самых мудрейших суетны. Но никто из мудрых не знает этого. Пророк и говорит: **Господь весть**, в смысле: один Господь знает, как они суетны. Как же быть? – Указывает это Пророк, говоря вслед за сим: //блажен человек, егоже аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его// [[old:ps:093:12|(Пс. 93, 12)]]. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны** **И Господь знает умствования мудрецов**; ибо, хотя они и считают эти мудрования остроумными и глубокими, но они //суетны// [[old:ps:093:11|(Пс. 93:11)]]. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны** Все могут опереться на [Божию] премудрость, становясь детьми по собственной воле, после чего и они научаются той премудрости, которая не познается в многотрудных спорах. //**Слова подвижнические.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны** Если же Господь знает, что умствования человеческие суетны, потому что в них нет ничего необходимого и спасительного, то как вы, коринфяне, питаете мысли, противные Богу, и занимаетесь ими, как бы полезными! //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны** Это содержится в Псалме девяносто третьем. Смысл тот же: Знающий суетные мысли их для укоренил их мудрости представляет доказательства ее самонадеянной глупости, показывая истинность того, о ложности чего они говорили, и ложность того, что они полагали верным. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны** См. Толкование на [[new:1kor:03:18#lopuxin_ap|1 Кор. 3:18]] [<10>]