[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше** См. Толкование на [[new:1kor:03:20#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:20]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже никтоже да хвалится в человецех: вся бо ваша суть** Обращается теперь к увлеченным вожаками в разделение и говорит, что, после того, как самим Богом так обличена суетность мудрости человеческой, никому не следует дивиться ей, к ней прилепляться и гордиться тем, что принадлежишь к ее партии. **Хвалиться в человецех**, – надо понимать из противоположного: хвалиться в Господе, или о Господе. О Господе хвалящийся говорит: вот какой наш Господь! И то нам сделал, и то сделал, и все готов нам сделать, что ни попросим. Хвалящийся в человеках или о человеках говорит: вот какой у меня учитель! какие познания! какая речь! какой нрав! В Коринфе завелось, что стали хвалиться кто одним, кто другим, кто третьим из тамошних знаменитостей. Эти вожаки партий стояли у них на первом плане и увлекали на свою сторону других. Их суетную мудрость обличал Апостол доселе. Теперь берется остепенять увлекшихся, **никтоже да хвалится в человецех**. Я вам объяснил хорошо, что есть мудрость человеческая. Видите ясно, что не следует ею увлекаться, говоря: такой-то и такой-то умник, говорит так и так, надо под его знамя поступить, и подобное. Свой разум христианский имейте и по нему определяйте достоинство лиц и вещей. Чтоб они ведали, как же это сделать, Апостол представляет им лествицу соотношений, которая установилась вследствие того, что мы стали воссоединены с Богом в Господе Иисусе Христе. Христос в Боге, вы во Христе, всё прочее – лица и вещи – для вас как средства возведения вас в общение со Христом и поддержания в Нем. **Вся ваша суть**. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== Ст. 21-22 **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше** И когда Бог увидит столь благоразумную душу, все вменяющую Ему и сознающую, что все, что она имеет, она имеет по благодати Его, тогда Он дает ей все то, что поистине принадлежит ей, то самое, что даровал ей от начала, и не только это, но к этому и Самого Себя и все, принадлежащее Ему, дарует ей и говорит ей: «Вот, и земля — твоя, и то, что на земле, — твое, и золото и серебро — твое, и Тело Мое — твое, душа Моя и знание и разум Мой — твои, и весь Я и все Мое — твое; если же ты и не обладаешь чем-либо по своей природе, то Я тебе даю Себя и все Мое». Потому что если Бог становится ее достоянием, то ясно, что все Его и сокровенные сокровища Его премудрости становятся принадлежащими ей, как говорит Апостол: «**Вся — ваша суть: аще мир, аще жизнь, аще смерть**», аще Ангели, аще Архангели, «**аще настоящая, аще будущая**». //**Собрание рукописей типа I. Слово 54.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-22 **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше** **Итак, никто да не хвалится людьми**, ибо только это одно (суетность) принадлежит им. **Ибо все – ваше**, не люди только, но также невидимое и видимое, приготовленное вам. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа** Это, кажется, говорит к подчиненным, но поражает начальников, внушая, что они отнюдь не должны тщеславиться ни внешнею мудростью, так как она есть безумие, ни духовными дарованиями, так как они принадлежат Богу и даются для пользы подчиненных. Это значит слова: **ибо все ваше**, то есть что же гордятся учители ваши? и для чего вы надмеваете их и превозносите? Они ведь ничего не имеют собственного, но все, что у них есть, принадлежит вам, дано им для вашей пользы, и они должны быть вам благодарными. Между тем, опять упомянул о себе и о Петре: это для того, чтобы слова его были не так тяжки, и чтобы внушить: если и мы для вас получили дарования и для вас поставлены учителями, то тем более нынешние учителя ваши не должны гордиться дарами, как бы собственным приобретением: ибо это чужие блага. **Или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее** И **жизнь** учителей, говорит, для вас, для того, чтобы вы учились у них и получили пользу; и **смерть** их для вас; ибо за вас и для вашего спасения они подвергаются опасностям. Или иначе: и смерть Адамова для вас, чтобы вы уцеломудрились; и смерть Христова для вас, чтобы вы спаслись. Короче: весь **мир** для вас, чтобы вы чрез него восходили к Создателю и тленностью его научались желать благ нетленных. Для вас и **настоящее**, то есть блага, которые еще здесь дарует Бог верующим; для вас же уготовано и **будущее**. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше** У верного, говорит апостол, целый мир богатств, а у неверного нет ни гроша. Ибо что имеет неверный, он имеет как разбойник. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше** Поскольку мысли и решения человеческие непрозорливы и нетверды, **не человеками** следует **хвалиться**, а в Боге, Чье слово не может быть изменено или перевернуто. Все же, что люди без Бога знают, - глупости. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше** //Не хвались человеками// - см. [[new:1kor:01:12|I:12]]. - //Все ваше//. Стоики говорили, что они всем владеют (omnia sapientis sunt). С еще большим правом эти слова могут повторить о себе христиане, потому что они принадлежат Богу, а Бог все отдает в пользование им, все направляется к их спасению (ср. [[new:rim:13:08|Рим XIII:8)]]. Ст. 21-23 **Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий.** Показавши, каково должно быть отношение проповедников к христианскому обществу, Ап. говорит теперь о том, как христиане должны относиться к своим пастырям. Верующие не должны считать себя принадлежащими учителям веры - напротив, учителя веры принадлежат верующим, а верующие принадлежат Христу и Богу. [<10>]