[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 4:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков** Посмотри, как он низлагает гордость их последующими словами: **«ибо я думаю, что нам, посланникам, Бог судил быть последними, как бы приговоренными к смерти»** [[new:1kor:04:09|(1Кор.4:9)]]. Опять великое обличение и укоризна заключаются в слове: **«нам»**. Но он не остановился на этом слове, а указал и на свое достоинство, чтобы сильнее вразумить их; **«нам**, – говорит, – **посланникам»**. Тех, которые претерпели множество бедствий, посеяли проповедь благочестия, обратили вас к такому любомудрию, тех **«Бог судил быть как бы приговоренными к смерти»**. Сказав: **«чтобы и нам с вами царствовать»**, он смягчил силу речи; но, чтобы не сделать им послабления, опять продолжает речь еще более укоризненную и говорит: **«ибо я думаю, что нам, посланникам, Бог судил быть последними, как бы приговоренными к смерти»**. Я вижу, говорит, и из ваших слов следует, что мы всех презреннее и осуждены терпеть постоянные бедствия; а вы уже мечтаете о царствии, о почестях и наградах. Желая еще более показать нелепость такого мнения и обличить крайнюю его неосновательность, не сказал просто: мы стали последними, но: **«Бог судил нам быть последними»**. Не остановился и на слове: **последними**, а присовокупил: **«приговоренными к смерти»**, чтобы и самый неразумный мог видеть, как неосновательна мысль, заключающаяся в этих словах, как он огорчается ими и сильно укоряет их. Посмотри на мудрость Павла. Чем он при настоящем случае выражает свое превосходство, важность и величие, тем самым обличает их, называя себя осужденным на смерть. Вот что значит делать все в надлежащее время! Выражение – **«приговоренные к смерти»** означает здесь осужденных на смерть и достойных всякого рода смерти. **«Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков»** [[new:1kor:04:09|(1Кор.4:9)]]. Что значит: **«позор быхом миру»**? Не в каком-нибудь углу, говорит, и не в малой части вселенной мы подвергаемся этому, но везде и при всех. А что значит: **«для Ангелов»**? Иначе сказать: можно быть зрелищем для людей, но не для ангелов, когда совершаемое маловажно; а наши, говорит, подвиги таковы, что они достойны быть зрелищем и для ангелов. Смотри: чем по-видимому он унижает себя, тем же более возвышает; и чем они превозносились, тем же и доказывает их ничтожество. Быть безумным казалось хуже, нежели быть мудрым, также быть немощным – нежели быть крепким, быть бесчестным – нежели быть славным и знаменитым; и однако последнее он приписывает им, а первое усвояет себе, и тем доказывает, что первое лучше последнего, потому что обращает на себя взоры не только людей, но и сонмы ангелов. //«Потому что наша брань не»// с человеками только, но с бесплотными силами [[new:ef:06:12|(Еф.6:12)]]; потому и смотрит на нас великое множество зрителей. //**Гомилия 12 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков** Достоин был Павел того, чтобы на него взирали ангелы: и когда состязался за то, чтобы прийти к награде Христовой; и когда сражался за то, чтобы жизнь ангелов устроить на земле, на небе же обличить испорченность ангелов. Он сражался с духовной порочностью. Заслуженно мир смотрел на него – чтобы ему подражать. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники, зане позор быхом миру и Ангелом и человеком** **Бо** – ибо, – причина на умолчанную мысль. Желали бы мы вам воцариться, чтоб и самим с вами царствовать; да время не то. Ибо нынешнее время вот каково: скорби, смерти, лишения. И это по Божьему намерению. Бог так положил. **Мню бо** – полагаю наверное, то же – что, вижу. Хочет сказать: ибо очевидное дело, что Богу угодно было явить нас, Апостолов, последними,– последними по доле. Богу угодно было, чтоб мы состояли в самой последней, низкой доле, чтоб мы были как бы насмертники, люди на смерть осужденные и преданные позору, как, например, те, которых отдают на снедение зверям. Что это так, смотрите, что мы.– **Мы позор быхом миру и Ангелом и человеком**. Позор – зрелище, – не в славу, а к посрамлению и всестороннему унижению, хотя в духовном отношении это славно и величественно. Избираем из слов святого Златоуста некоторые положения: «Апостол говорит как бы: возвещаю, что настоящее время не есть время почестей и славы, но гонений и скорбей. Я вижу, что мы, Апостолы, всех презреннее и осуждены терпеть постоянные бедствия. Тех, которые посевают проповедь благочестия, Бог последними явил, как бы насмертниками, то есть как бы осужденными на смерть и достойными всякого рода смерти. – **Зане позор быхом миру и Ангелом и человеком**. Что значит: **позор быхом миру**? – Не в потаенном месте, говорит, и не в малой части вселенной мы подвергаемся этому, но везде и при всех. А что значит и Ангелом. Можно быть зрелищем для людей, но не для Ангелов, когда совершаемое маловажно; а наши, говорит, подвиги таковы, что они достойны быть зрелищем и для Ангелов (несмотря на то, что по видимости они так уничижительны). Они обращают на себя взоры не только людей, но и всего сонма Ангелов. //Яко несть наша брань// с человеками, но с бесплотными силами [[new:ef:06:12|(Еф. 6, 12)]], потому и смотрит на нас великое множество зрителей». Но таковы Апостолы, то есть так уничиженны и бездольны только по внешности; в существе же дела то, что они производят, имеет всемирное значение. Люди, непросвещенные благодатию, этого не видят; просвещенные могут увидеть, если отбросят мирские понятия о светлости или несветлости внешних состояний; но Ангелы несомненно то видят. Злые видят, ибо разоряется их царство, а добрые видят, ибо их дело – содействовать распространению царства добра, которое составляет всегдашнюю их радость. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков** Снова Апостол уничижает себя и своих товарищей, чтобы смирением своим рассеять гордость, которою обуревались Коринфяне. **Ибо думаю**, говорит,** что Бог нам Апостолам в последнее время показал истину, как бы осужденным на смерть, потому что вот зрелищем стали мы миру и Ангелам и людям**, то есть для язычников, священников и евреев. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Мы стали зрелищем и Ангелам и людям** Видишь, что, как мы уже сказали, и небесные (силы) сходятся на доблестные подвиги святых. //**Собрание рукописей типа I. Слово 50.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков** Ангелы удивляются нашему мужеству, а люди - одни радуются нашим страданиям, в то время как другие сострадают, но не имеют сил защитить нас. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти** Слова, свойственные человеку скорбящему, или, лучше, тому, кто хочет привести других в стыд. Как вижу, говорит, из ваших поступков, одним нам, апостолам, положил Бог быть последними из всех и **приговоренными к смерти**, то есть осужденными, готовыми на смерть. В самом деле, из того, что вы уже воцарились, я могу заключать, что нам определено быть последними и как бы осужденными, нам - апостолам, то есть тем, которые столько перенесли страданий за Христа. **Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков** Мы подвергаемся страданиям не в углу где-либо, но по всей земле. И не люди только смотрят на нас, ибо не маловажны наши действия, но и ангелы, потому что наши подвиги так велики, что стоят и ангельского созерцания; ибо мы не с людьми только боремся, но и с силами злых ангелов. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков** Так Павел обличает мечтательность Коринфян, противопоставляя ложным мнениям их о своем нравственном достоинстве духовном, богатстве и счастье смиренный образ своего состояния и состояния своих сотрудников. Из этого Коринфяне ясно могли видеть неосновательность собственного горделивого мнения о своем превосходстве и довольстве. Они не могли не видеть своего самообольщения, представляя смиренную и уничиженную жизнь своих первых наставников. «Тех, которые претерпели множество бедствий, – говорит св. Златоуст, – посеяли проповедь благочестия, обратили вас к такому любомудрью, тех **Бог посланники последния яви, яко насмертники**, то есть как бы осужденными на смерть». «**Мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники**. Я вижу, говорит, из ваших слов следует, что мы всех презренное и осуждены терпеть постоянные бедствия; а вы уже мечтаете о царствии, о почестях и наградах». Как было Коринфянам не тронуться и не вразумиться, представив такую несообразность своих мечтаний с действительным положением Апостолов, если их истинные учителя – Апостолы и первый просветитель их – св. Павел в таком состоянии, то могут ли они, ученики или дети св. Павла, присвоить себе полное довольство, счастье, воцарение на земле? Св. Павел не сказал: мы стали последними, но говорит: **Бог ны посланники последния яви**. Бог нас Апостолов показал или сделал униженными, последними из всех [[new:mk:09:35|(Мк. 9:35;]] [[new:lk:13:30|Лк. 13:30)]], как бы приговоренными к смерти, то есть такими, которые каждую минуту должны ожидать смерти. Сам апостол Павел часто находился в таком ожидании смерти [[new:1kor:15:30|(1 Кор. 15:30,]] [[new:1kor:15:31|31;]] [[new:2kor:04:10|2 Кор. 4:10,]] [[new:2kor:04:11|11)]]. **Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков**. Уничижение наше так велико, так необыкновенно, что мы как бы выставлены на позорище, пред целым светом, пред небом и землею, чтобы нас презирали, осмеивали, подвергали поруганию и побоям. Так в древности обыкновенно поступали с приговоренными на смерть: пример этому представляет история Господа Спасителя, осужденного на смерть сперва синедрионом, главным еврейским судилищем, а потом Пилатом, римским правителем. «Что значит: **позор быхом миру**? – спрашивает св. Златоуст. – Не в потаенном месте, говорит, и не в малой части вселенной мы подвергаемся этому, но везде и при всех. А что значит **и Ангелом**? Иначе сказать: можно быть зрелищем для людей, но не для Ангелов, когда совершаемое маловажно; а наши, говорит, подвиги таковы, что они достойны быть зрелищем и для Ангелов». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков** //Ибо//. Соединительный предлог показывает, что ироническая речь Апостола еще продолжается. - //Я думаю// - правильнее: "кажется" - //Что нам//... Правильнее: "что Бог нас, апостолов, выставил как последних, как бы осужденных на смерть". Ап. дивится, как это коринфяне могли вообразить, что Апостолы должны после них, //последними// войти в царство Христово, которое Он обещал любящим Его. Ужели, в самом деле, Апостолы должны стоять всегда в положении гладиаторов, приговоренных к смерти, тогда как их духовные чада будут наслаждаться покоем? - //Мы сделались позорищем//, т. е. зрелищем, которое собираются смотреть люди разного положения. - //Для мира//. Это слово обозначает совокупность всех разумных существ. - //Для Ангелов// - как добрых, так и злых (ср. [[new:ef:03:10|Еф III:10]]). См. также Толкование на [[new:1kor:04:06#lopuxin_ap|1 Кор. 4:6]] [<10>]