[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 4:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием** **«Ибо, хотя у вас тысячи, говорит, наставников во Христе, но не много отцов»** [[new:1kor:04:15|(1 Кор. 4:15)]]. Здесь он указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви; не укоряет их, присовокупив: **«во Христе»**, но утешает, назвав не льстецами, но наставниками тех, которые принимают на себя заботы и труды; также выразил и свое попечение. Потому не сказал: не много учителей, но: **не много отцов**. Таким образом он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много они получили от него пользы, но согласившись, что и другие учители много потрудились для них, – а таково свойство наставника, – преизбыток любви усвояет себе, так как это свойство отца. И не говорит только, что никто так не любит их, как он, – это было бы недоказательно, – но указывает и на самое дело. Какое? **«Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием»**. **Во Христе Иисусе**: я, говорит, не приписываю этого себе самому. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. //«Ибо печать//, – говорит, – //моего апостольства – вы»// [[new:1kor:09:02|(1 Кор. 9:2)]]; и еще: //«я насадил»// [[new:1kor:03:06|(1 Кор. 3:6)]]; а здесь: **«я родил»**. Не сказал: я возвестил слово, но: **«я родил»**, употребив выражение близкое к природе, так как он старался об одном, как бы выразить любовь, которую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Сказав им: **«как детей»**, и желая показать, что это не слово лести, он указывает на дело. //**Гомилия 13 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо и многи пестуны имате, о Христе, но не многи отцы; о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих** «Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им Евангельское учение» (Феодорит). Пестуны суть учители, которые назидали их после святого Павла. Здесь разумеется Аполлос и свои коринфские наставники. При словах: //чада возлюбленная// иной мог подумать: «Что же? другие разве нас не любят? – Апостол отвечает будто: любят, но не так, как я. Они пестуны – педагоги, а я отец. Как в рассуждении детей отец – один, а пестунов бывает много, и против любви одного отца многого не достает в расположении тех многих, так и в рассуждении вас» (Феофилакт). «Апостол указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви. Он не укоряет других учителей, присовокупив: **о Христе**, и назвав их не льстецами, а **пестунами**, в означение, что они имели об них заботы и трудились ради их; но выразил и превосходство своей любви, и своего о них попечения, сказав: **не многи отцы**.– Таким образом, он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много получили они от него пользы, но, согласившись, что и другие учители много потрудились для них,– ибо таково свойство пестунов,– преизбыток любви усвояет себе, ибо таково свойство отца. И не говорит только, что никто не любит их так, как он,– это было бы не доказательство,– но указывает и на самое дело. Какое? – **О Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих**.– **О Христе Иисусе**: я не приписываю, говорит, этого самому себе. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. Ниже скажет: //печать моего Апостолства вы есте// [[new:1kor:09:02|(1 Кор. 9, 2)]]; выше сказал: //аз насадих// [[new:1kor:03:06|(3, 6)]]; а здесь говорит: **аз – родих**. Не сказал: я возвестил слово, но: **аз родих**, употребив выражение, близкое к природе, ибо он старался об одном, как бы выразить любовь, какую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитывали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Так, сказав им: //якоже чада//, и желая показать, что это не слово лести, он указал на дело» (святой Златоуст). **Рождены** коринфяне, то есть стали христианами, не чрез одно благовествование, но благовествование положило начало сему рождению и освещало все производство дела; потому и стоит одно. Бывает же рождение о Христе так: благовестием начинается вера, а потом, при действии благодати, и завершается им же; верующий крещается и получает новую жизнь о Христе; затем новый сей человек помазуется Духом чрез возложение рук (ныне миропомазание). И вот совершенный христианин, то есть помазанный Духом и ставший духовно Христовым или Христом. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием** Знаете, ведь, что **чрез Евангелие я вас родил**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов** Что ж, скажете вы? другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они - наставники, а я - отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова **во Христе** приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе. **Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием** Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа **я родил вас благовествованием**, то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием** Ибо **отцом** является тот, кто первоначально посеял христианство в душе, а **наставником** – тот, кто после него воспринимает ребенка и воспитывает его. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием** Этими словами апостол Павел показывает коринфянам, что никто не сможет любить их такой любовью, какой любит их сам. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием** **Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов**. Хотя вы имеете много наставников или **тысячи наставников** (определенное число поставлено вместо неопределенного), по отношению к христианской вере, но немного отцов. Наставниками детей или педагогами (παιδαγογοί) у греков обыкновенно бывали свободные домашние слуги или лучшие рабы, которых постоянному надзору отцы поручали своих детей. Они обыкновенно бывали корыстолюбивы, строги и взыскательны; но не были любвеобильны и нежны к детям, как добрые отцы. С такими наставниками детей сравнивает Апостол многих Коринфских учителей [[new:2kor:11:13|(2 Кор. 11:13,]] [[new:2kor:11:20|20)]]. **Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием**. Павел объясняет, почему он любит Коринфян, как нежный отец: он первый просветил их Евангельским учением и возродил в новую духовную жизнь благодатью Христовою. Поэтому апостолу Павлу по праву принадлежит преимущество отца; он с немалым трудом и с многими заботами извлек их большею частью из тьмы язычества, бывши в Коринфе около полутора года. По удалении Павла из Коринфа, явились в Коринфе многие учители, одни за другими. Они не могли быть для Коринфян тем, чем был для них апостол Павел: они строили на основании, которое положено им [[new:1kor:03:10|(1 Кор. 3:10,]] [[new:1kor:03:11|11)]], и многие из них строили, как видно из второго послания апостола Павла к Коринфянам [[new:2kor:11:13|(2 Кор. 11:13,]] [[new:2kor:11:20|20)]], не довольно согласно с положенным основанием, – искали более своей славы и своих выгод, чем истинной пользы Коринфян, и многие строили, скажем словами Павла, //из дерева, сена, соломы//, иные же не строили, а разоряли то строение, которому положил твердое основание Павел, что можно видеть из предостережения Апостола [[new:1kor:03:17|(1 Кор. 3:17)]]. Поэтому он с ревностью любвеобильного отца заботится об истинном благе Коринфян, об их спасении чрез веру в Иисуса Христа и с ревностью предохраняет их от всех опасностей, или вредных влияний со стороны помянутых наставников, и, после сделанных вразумлений, как на живое правило, указывает им на самого себя, и призывает их к подражанию своему примеру. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу** //Тысячи наставников//. Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. – //Я родил вас//. Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). – //Посему//... Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:1kor:04:06#lopuxin_ap|1 Кор. 4:6]] [<10>]